Некоммерческие юридические лица

Страница 8

государственные экологические структуры, объединяющие экологические секции, комиссии и комитеты законодательных органов, государственную систему охраны природы в системе МПР России, МЧС России, природоохранные инспекции и прокуратуры, экспертные советы.

Одним из видов общественных объединений выступают неправительственные правозащитные организации (НПО), которым присущи следующие свойства:

целевое назначение НПО состоит в защите прав и свобод человека. В соответствии с этим признаком существуют различные их виды в зависимости от сферы, в которой защищаются права человека (например: неправительственные экологические организации);

они не ставят своей целью извлечение какой-либо коммерческой выгоды;

будучи видом неправительственных общественных объединений, они не занимаются поддержкой каких-либо политических партий;

они имеют независимые от государства источники финансирования.

Правозащитные неправительственные организации - это добровольные самостоятельные, самоуправляемые некоммерческие формирования неполитического характера национального, религиозного и международного уровня, не учрежденные государственным органом, а образовавшиеся в результате свободного волеизъявления и по инициативе индивидуумов, объединившихся на основе общности интересов для совместной деятельности.

Несмотря на сходство между существующими экологическими объединениями, их можно различить по целям и задачам, которые они ставят перед собой, на следующие категории: правозащитные экологические организации, участвующие в законодательной деятельности, защищающие экологические права граждан ("Экоюрис", "Экология");

проблемные организации (объединения людей, занимающихся основной проблемой): "Союз за химическую безопасность", Лесной клуб российских НПО;

протестные движения, группы, практикующие акции прямого действия - пикеты, блокады, лагеря протеста ("Хранители радуги", "Экозахиста);

ассоциации (объединения с организациями экологических и неэкологических направлений): ассоциация "Экология и права человека" и другие.

Есть мнение, что конституционное право на объединение в зависимости от вида общественного объединения может быть поделено на политическое и личное (гражданское) право.

На наш взгляд, трудно согласиться с данной позицией по следующим соображениям:

во-первых, из приведенного утверждения следует, что только при создании политических партий о конституционном праве на объединение можно говорить как о политическом праве;

во-вторых, получается, что если объединение граждан не является политической партией, то они реализуют право на объединение только как личное право, хотя право на объединение относится к политическим правам и свободам.

В настоящее время в России зарегистрировано более тысячи общественных экологических формирований.

Вместе с тем многие из зарегистрированных организаций перестали существовать, а среди действующих наиболее заметны общероссийские — Всероссийское общество охраны природы (ВООП), Российский экологический союз, Социально-экологический союз, Зеленый Крест. Эффективно функционируют также региональные (местные) экологические организации. Было учреждено и создано Российское экологическое движение (РЭД).

Однако для успешного функционирования государственных экологических фондов работа по совершенствованию правового механизма должна проводиться, по двум основным направлениям: первое - конкретизация норм, регламентирующих формирование и расходование экологических фондов всех уровней; второе - укрепление вертикальных связей и повышение роли Федерального экологического фонда в единой системе государственных экологических фондов.

Страницы: 3 4 5 6 7 8