Существующие целевые программы в Российской Федерации

Страница 1

За последние годы руководство Российской Федерации предприняло ряд шагов по созданию системы целевых программ, которые должны исполнятся как на федеральном так и на региональных уровнях.

В качестве основного механизма реализации социальных инициатив Президента Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 г. № 1226 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. В совет вошли также профильные министры, главы ведущих регионов и мэры городов, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, представители Государственной Думы, Общественной палаты, научных и общественных организаций.

Главной функцией Совета стала подготовка предложений Президенту Российской Федерации по разработке мер, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики, для последующей выдачи поручений исполнительным органам государственной власти

Для решения оперативных вопросов деятельности Совета этим же Указом был сформирован президиум Совета в составе первого заместителя председателя Совета, заместителей председателя Совета, секретаря Совета и членов Совета – руководителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, помощников Президента Российской Федерации, соответствующих федеральных министров и начальников управлений Президента Российской Федерации.

Президиум Совета в соответствии с возложенными на него основными задачами может создавать постоянные и временные рабочие группы (комиссии) для проведения аналитических и экспертных работ, а также определять направления деятельности указанных рабочих групп (комиссий) и утверждать их руководителей. Состав Президиума Совета утверждается Президентом Российской Федерации. Первый заместитель председателя Совета является также председателем президиума Совета (Д.А.Медведев – Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации).

Таким образом был создан механизм выработки решений, находящихся в компетенции Совета, его согласования (тут особенно важно наличие в составе Совета Министра финансов России, так как основная проблема согласования проектов – вопрос финансового обеспечения, их включения в соответствующие бюджетные строки на очередной год, а при необходимости – и формирования отдельных строк согласно бюджетной классификации), а также реализации (в состав Совета входят члены высшего руководства Правительства России, профильные отраслевые министры, ведущие губернаторы и полпреды Президента России в федеральных округах).

Структура Совета должна была удовлетворять организационным и финансовым потребностям проектов. Особое значение уделялось роли мэров крупных городов и ведущих губернаторов, которые вошли в Совет. В силу специфики работы на уровне регионов и муниципальных образований, они имеют непосредственное отношение к проблемам образования, здравоохранения и ЖКХ, что нормативно закреплено федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации». Кроме того, они на собственном опыте знают, что такое недофинансирование или финансирование по остаточному принципу этих важнейших государственных функций и хорошо осведомлены о зияющих в региональной социальной сфере дырах. Многие из них ранее уже участвовали в разработке предложений по реформированию ЖКХ для Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ, в работе Конгресса муниципальных образований и Союза российских городов.

В настоящее время реализуются четыре приоритетных национальных проекта: «Жилье», «Образование», «Здравоохранение», «Развитие АПК». Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны.

Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.

Основной целью формирования и реализации приоритетных инвестиционных проектов является создание новых центров социально-экономического развития (точек регионального экономического роста) и сети территориально-производственных и туристских кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий федеральных округов.

Координацию отбора и реализации приоритетных инвестиционных проектов и подготовку проекта перечня приоритетных инвестиционных проектов осуществляет Департамент инвестиционных проектов Министерства регионального развития Российской Федерации.

Страницы: 1 2