Уполномоченный верховной рады Украины по правам человека – украинская модель омбудсмена

Страница 1

Исторический опыт государств был в значительной мере учтен при введении института омбудсмена в Украине. В Конституции Украины (ст. 101) предусмотрено создание нового конституционного органа — Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека для осуществления парламентского контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Ст. 55 Конституции нашей страны провозглашает право любого обращаться к Уполномоченному по правам человека за защитой своих прав. Включение этой нормы в статью Конституции, которая предусматривает основные правовые механизмы защиты прав и свобод человека, свидетельствует о конституционном значении деятельности Уполномоченного по контролю за соблюдением прав и свобод человека в Украине. Уполномоченный по правам человека является неотъемлемым элементом конституционной системы зашиты прав и свобод человека и гражданина, которая включает в себя в первую очередь систему судов Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, международные суды и иные органы, членом или участницей которых является Украина.

При разработке украинской модели Уполномоченного по правам человека учитывались национальные правовые и культурные традиции, особенности системы государственной власти в Украине, а также опыт функционирования института омбудсмена в других странах, в частности скандинавских, а также в тех, которые стали на путь реформ: в Польше, Венгрии, России.

—Конституция Украины, принятый на ее основе 23 декабря 1997 г. Закон Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» предусматривают создание «сильной» модели омбудсмана, которая характеризуется такими особенностями: высоким конституционным статусом Уполномоченного по правам человека, который закреплен в ст. 55, 85, 101 Конституции Украины; независимостью Уполномоченного от любого органа государственной власти или органа местного самоуправления, их должностных лиц; введением единой модели омбудсмена на национальном уровне; широкой юрисдикцией Уполномоченного, которая распространяется как на органы государственной власти, включая суды, так и на органы местного самоуправления и их должностных лиц; значительными полномочиями относительно проведения производств и проверок, в том числе по собственной инициативе, для выявления случаев нарушений прав человека и осуществления постоянного мониторинга за состоянием соблюдения прав и свобод человека; правом инициировать обязательные для рассмотрения представления с изложением рекомендаций относительно устранения выявленных нарушений прав и свобод человека органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организаций независимо от форм собственности, их должностными и служебными лицами; возможностью непосредственного обращения к Уполномоченному широких слоев населения; гибкостью и ненормальностью процедуры, свободой действий в возбуждении производства по тому или иному делу и др.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека является классическим образцом парламентского омбудсмена, поскольку избирается на должность Верховной Радой Украины (ст. 5 закона) путем тайного голосования, что обеспечивает ему высокий статус, легитимность, а также служит гарантией независимости от всех ветвей государственной власти, включая законодательную. В связи с этим важно, что срок пребывания на должности Уполномоченного по правам человека не совпадает со сроком полномочий парламента Украины (ст. 5 закона).

Конституцией и законом предусмотрено введение единой модели Уполномоченного по правам человека в границах государства, что в условиях переходного периода страны, как свидетельствует опыт, является оптимальной дополнительной гарантией его высокого статуса. «В то же время законом предусмотрено право Уполномоченного на введение института своих представителей по территориальному или функциональному признаку в пределах средств, выделенных Верховной Радой Украины».

Кроме того, Уполномоченный наделен дополнительными гарантиями независимости, среди которых — запрет вмешательства в деятельность Уполномоченного со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, их должностных лиц, в том числе запрет требовать от Уполномоченного объяснений по сути дел, которые находились или находятся в его производстве (ст. 20 закона).

Полномочия Уполномоченного не могут быть прекращены, ограничены в случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины или ее роспуска (самороспуска), введения военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных местностях (ст. 4 закона).

В Законе Украины об Уполномоченном также четко определен ограниченный перечень оснований, по которым могут быть прекращены его полномочия или он может быть снят с должности (ст. 9).

Во время осуществления своих должностных обязанностей Уполномоченный не может без согласия Верховной Рады привлекаться к уголовной ответственности, подвергаться мерам административного взыскания, которые накладываются в судебном порядке, задерживаться, арестовываться, подвергаться обыску, а также личному осмотру. Уголовное дело против Уполномоченного может быть возбуждено только Генеральным прокурором Украины (ст. 20 закона).

Страницы: 1 2 3