Идея вечного мира

Страница 2

Кант говорит о том, что ни один дурной пример не может служить примером другим, лишь предостережением – какие беды может повлечь за собой беззаконие народа. Государство само должно справиться со своим внутренним конфликтом. Правда, Кант не относит к вмешательству в дела другого государства тот случай, когда государство распадается на две части, каждая из которых заявляет о себе как о независимом государстве. В этом случае помощь, оказанная одной из сторон помощь, помогает избежать анархии.

6. “Ни одно государство во время войны с другим не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем, в мирное время”.

Такими действиями Кант считает убийство, отравление, нарушение условий капитуляции и организация заговора в неприятельском государстве. Ни одна сторона не должна быть объявлена неправой, это решит только исход войны. Интересно, что Кант полностью оправдывал освободительные (оборонительные) войны. Каждый народ обязан защищать свою независимость, свою свободу.

Кант также выступал за гуманизацию способов ведения войны: она не должна быть карательной, истребительной или войной ради порабощения. Кант подчеркивал, что побежденное государство и его подданные не теряют в этом случае свою гражданскую свободу, не низводятся до положения колонии, рабов. Он признавал и уважал право каждого государства на мир, нейтралитет, когда соседние страны ведут войну. Глубокий смысл имеют и такие положения основных статей кантовского проекта, как необходимость создания всемирной федерации государств, отвергающих войны, для сохранения мира и обеспечения “всеобщего гостеприимства”: ни с одним чужестранцем жители страны, в которую он прибыл, не должны обращаться как с врагом. Кант связывал вечный мир не только с установлением во всех государствах республиканского устройства, но и с обеспечением в каждом из них внутреннего мира. Он трактовал экономические отношения, как отношения, основанные на частной собственности, и был убежден, что неизбежные при этом конфликты могут посредством права быть приведены к согласованности, исключающей применения силы. Вечный мир – это высшее благо и достичь его можно только в условиях лучшего строя, при котором власть принадлежит законам. Для того, чтобы попытаться достичь вечного мира вовсе не нужно создавать всемирное государство. Кант был решительно против этого и утверждал, что в таком государстве все народы, различные по языку и культуре просто растворятся. По Канту необходим “союз народов” с постоянным конгрессом из их представителей, способствующих разрешению споров мирным путем.

Идеи Канта о предотвращении войны, установлении вечного мира оказались в тех условиях несбыточными, но от этого они не потеряли своей ценности.

Воздействие идей французской буржуазной революции заметно сказалось на учении о государстве и праве, которое Кант создавал, учитывая ее итоги, оценивая ее последствия. Однако, будучи идеологом немецкой буржуазии, Кант был не столь революционен в своих взглядах на государство и право. Критикуя феодальное бесправие и произвол, Кант, тем не менее, периодически уступает феодальной идеологии. Значительную роль в оформлении учения в систему сыграли теория народного суверенитета Руссо и теория разделения властей Монтескье. Но, говоря о народном суверенитете, Кант накладывает вето на право народа обсуждать происхождение власти и на право революционного свержения тирана. Справедливое общество по Канту – это монархия с разделением властей. При этом государь имеет лишь права, но не обязанности. Однако следует заметить, что умеренность взглядов Канта объяснялась той атмосферой, в которой он жил и работал, атмосферой жесткой цензуры и консервативных взглядов правления Фридриха II и его наследников. Большинство немецких просветителей ограничивались борьбой лишь в сфере духовной жизни. При этом Канту удалось соединить идеи либерализма с идеями наиболее радикальных течений того периода и создать продуманную теоретическую систему. К к. XYIII столетия философия Канта получила если не всемирное, то, во всяком случае, общеевропейское признание. Кант стал членом трех академий (Берлинской, Петербургской, Сиенской). Его учение преподавалось в немецких университетах. Полемика вокруг Канта шла долгие годы при жизни философа, после его смерти, весь XIX век и перекинулась в XX в. В наше время широкое распространение получили учения Канта о естественном праве, правовом государстве и “вечном мире”. Они актуальны, спорны и важны по сей день.

Страницы: 1 2