Понятие государства. Правовое государство

Воздействие идей французской буржуазной революции заметно сказалось на учении Канта о государстве. Однако, будучи идеологом немецкой буржуазии, Кант был не столь революционен в своих взглядах на государство и право. Кант рассматривает государство не как фактически сложившееся общественное явление, а как осуществление требований категорического императива. Государство должно обеспечить торжество права, государство – это объединение людей в рамках правовых законов. Его цель – соблюдать и обеспечивать действие принципа справедливости для всех его граждан.

Для учения Канта характерно определение государства через право. В этом отношении Канта можно считать одним из первых представителей концепции правового государства(Rechtsstaat). Именно его философия права лежит в основе традиции о правовом государстве. Гоббс, Локк, Монтескье и Руссо были ее предтечами, в их творчестве разработаны необходимые компоненты будущего учения о правовом государстве, но как целостное интеллектуальное построение это учение оформилось у Канта, получив свое нынешнее имя еще позже — в трудах немецких правоведов первой половины XIX в.

Именно подчинение праву, по мнению философа, отличает государство от других общностей, тоже носящих социальный характер, но основанных не на праве: их Кант называл этическими общностями. В работах Канта усматривается призыв к раскрепощению человеческих умов с целью обеспечения самостоятельности мысли для лучшего составления законодательства и права личности критиковать законодательство. Кант подчеркивает необходимость свободы беспрепятственно высказывать свои взгляды перед другими людьми, в результате этого народ становится более способным к свободе действий, а правительство начинает обращаться с человеком сообразно его достоинству. Впрочем, Кант не призывает к прямому участию граждан в делах государства, он лишь республиканского правления могут быть осуществлены в государстве, возглавляемом монархом, который руководствуется той общей волей граждан государства, которую должным образом выражают философы. Ведь, по Канту, именно философы, а не избираемые населением делегаты, являются подлинными представителями народа перед государственной властью.