Эпоха и взгляды И. Канта

Германия конца XYIII – начала XIX вв. была одной из самых отсталых стран Западной Европы. Сословные привилегии дворянства полностью сохранились, а крепостное право, почти исчезнувшее во Франции, еще больше укрепилось. Германия в этот период находилась в состоянии крайней политической раздробленности: она состояла из множества по большей части мелких княжеств, курфюршеств, “вольных” имперских городов, королевств. Власть императора была призрачной, установился княжеский абсолютизм (почти безраздельное господство феодалов в своих землях). Национальное возрождение Германии началось в творчестве немецких литераторов и философов. Просвещение как идейное течение, связанное с борьбой нарождающейся буржуазии и народных масс против феодализма, здесь имело свою специфику: оно охватило, в первую очередь, область литературы и искусства. Большинство немецких просветителей ограничивались борьбой лишь в сфере духовной жизни, хотя абсолютистская и бюрократическая опека довлела и над ней. Философская мысль находилась в еще худших условиях, над ней довлело богословие. Философия была полна компромиссов с религией. То, что другие нации осуществляли на практике, немцы переживали теоретически. Особенности классической немецкой философии, а также учения ее представителей о праве и государстве во многом были обусловлены исторической обстановкой: свою роль в этом сыграли идеи Великой французской революции и ее последствия. Несомненно, что представители немецкой классической философии, в том числе и Кант, восприняли эти идеи. Они по многим вопросам соглашались с французскими просветителями, однако, в своих взглядах на государство и право не делали столь решительных выводов, ратуя за буржуазно-либеральные реформы. Отцом-основателем классической немецкой философии принято считать Иммануила Канта.