Место и роль Конституции Российской Федерации в системе российского законодательства

Страница 1

Выделяют следующие основные функции Конституции РФ, раскрывающие ее место и роль в системе российского законодательства:

системообразующая - будучи ядром системы законодательства, обладает верховенством в ней, устанавливает общие принципы его построения и действия;

стабилизирующая - обеспечивает устойчивость и стабильность основных положений законодательства;

функция обеспечения преемственности нормативно-правового материала - позволяет достичь преемственности между уже действующими законодательными актами и вновь принимаемыми;

коллизионная - позволяет разрешать коллизии между нормативными актами;

общерегулятивная - устанавливает общие нормы регулятивного характера, которые находят свою конкретизацию и развитие во всех основных отраслях российского законодательства;

функция программного развития законодательства - содержит целевые установки, нормы-идеалы, указания на высшие социально-правовые ценности, которые служат ориентиром для дальнейшего развития законодательства;

учредительная - устанавливает государственно-правовые институты, отрасли правового регулирования;

правовосполнительная - служит преодолению пробелов в нормативных правовых актах.

Конституция РФ является программой развития текущего законодательства, играет значительную роль в дальнейшем развитии правовой системы, отраслей права и законодательства.

Отрицание программного характера Конституции недопустимо и может привести к тому, что Основной Закон утратит свое значение как всеобщеобязательного нормативно-правового акта государства, выступающего базой для развития всего текущего законодательства.

Программный характер Конституции РФ обусловлен, во-первых, тем, что она является учредительным документом, под влиянием которого могут развиваться и реформироваться существующие отрасли права, законодательства, в том числе появляться новые правовые институты. Во-вторых, этот характер вытекает из сущности Основного Закона как правового акта, обладающего особой, наивысшей юридической силой в государстве.

Российская Конституция на основе своих основных принципов объединяет все отрасли права между собой, предопределяет дальнейшую институционализацию права, создание его системы нового типа, в которой каждой из них отводится самостоятельное место. Иными словами, Основной Закон - это не только документ, который закрепляет конституционные принципы, но и содержит программные указания на направления и задачи развития всего отраслевого законодательства.

Программное воздействие Конституции РФ на текущее законодательство и правовую систему в целом реализуется в рамках следующих основных направлений: принятия новых нормативно-правовых актов в развитие конституционных положений; установления оснований и условий конституционности нормативно-правовых актов; определения вопросов, подлежащих нормативно-правовому регулированию; приведения актов текущего законодательства в соответствие с Конституцией РФ; создания новых конституционно-правовых институтов; рецепции, состоящей в воспроизведении в законодательстве основных положений Основного Закона; установления основных направлений и стратегий его развития; обеспечения единства правового пространства на территории Российской Федерации посредством разграничения в Конституции нормотворческой компетенции между Федерацией и ее субъектами; соблюдения и применения конституционных принципов и предписаний в действующем законодательстве как программных ориентиров его развития.

Во всех случаях в процессе развития Конституции РФ, которое может осуществляться в форме принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных актов, их толкования Конституционным Судом РФ в целом происходят совершенствование и обновление текущего законодательства Российской Федерации. При этом эти два процесса не только тесно связны, но и оказывают влияние друг на друга. С одной стороны, конституционные положения являются некой программной константой, находят свое непосредственное выражение в нормативных правовых актах текущего законодательства, тем самым воздействуя на их содержание. С другой стороны, в текущем законодательстве получают свое развитие конституционные положения, дополняется их содержание, формулируются новые положения, имеющие характер конституционных.

На основании исследования, проведенного в курсовой работе, сделаем выводы, выделив основные моменты.

Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Новая Конституция занимает верховенствующее положение в правовой системе страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т.е. внутригосударственном, а не о международном праве.

Страницы: 1 2