Основные направления формирования гражданского общества в России

Страница 3

Российские граждане номинально обладают соответствующим демократическому обществу объемом прав и свобод, но противоречия формирования новой системы социальных отношений, ошибки руководства страны в стратегии и тактике проведения реформ привели к ситуации, когда достижение успеха в той или иной сфере деятельности обеспечивается за счет нарушения установленных, прежде всего, правовых норм. Нарушение деятельности государственной власти создают неблагоприятные условия для формирования гражданского общества. Как показывают результаты социологических исследований, помимо участия в выборах, практически все формы воздействия на социально-экономическую, политическую ситуацию являются неприемлемыми для граждан. Население, в рамках создаваемых государственной властью условий, не видит перспектив активного личного и коллективного воздействия на сложившуюся социально-экономическую и политическую ситуацию. Необходимо восстановить доверие населения к государству как надежному социальному партнеру, что позволит стимулировать стремление людей использовать законные механизмы политического и гражданского участия.

Проблемы и перспективы развития гражданского общества в России, прежде всего, обусловлены деятельностью органов государственной власти. Так, на государственном уровне проделана значительная работа по законодательному оформлению условий для развития гражданского общества. В тоже время, наряду с расширением у россиян возможностей для реализации собственных интересов, не сформировалось, характерной для демократических стран, системы отношений между властью и населением, при которой граждане имеют возможность отстаивать свои права, посредством сложившихся политических, юридических механизмов. Государственная политика осуществляемая в экономической, социальной, политической, правовой сферах, прямо или косвенно способствует отказу населения от активного гражданского участия в деятельности по формированию условий собственного существования.

В настоящий момент требуется корректировка организующей функции государственной власти. Она должна быть основана на признании того факта, что население является не только объектом управленческого воздействия, осуществляемого властными структурами, но и само выступает активным субъектом организации социальной и политической жизни. Для того чтобы состоялся диалог между властными структурами и населением, необходимо неограниченное и постоянное взаимодействие в информационной сфере, привлечение общественных, некоммерческих организаций к разработке и реализации различных государственных, региональных, муниципальных программ. Наконец, требуется кропотливая работа по формированию у населения понимания важности развития гражданского общества и необходимости гражданского участия. Только в таком случае можно достичь оптимального взаимодействия процессов социальной самоорганизации и организации, обеспечивающего становление гражданского общества.

Страницы: 1 2 3