Перспективы развития гражданского общества в России

Страница 2

Проявляя высокую степень толерантности по многим социальным неравенствам (кроме неравенства в доступе к качественной медицине), россияне полагают неравенства в доходах излишне высокими. Стремление к равенству означает для большинства равенство возможностей (59%), а не равенство доходов (41%). Идеальную модель общественного устройства значительное количество опрошенных связывает с «равенством всех граждан перед законом» и с «небольшой разницей в уровне доходов людей». Другими словами, выбор общества равных возможностей представляется устойчивой социокультурной нормой россиян. Но если запрос на правовое равенство как необходимый атрибут демократии был устойчив все 2000‑е годы, то запрос на социальную справедливость актуализировался именно в последние годы.

Социологи изучают вопрос соотношения справедливости и законности в представлениях россиян об обществе. 40% россиян согласились с утверждением, что «не так важно, соответствует что‑либо закону или нет, — главное, чтобы это было справедливо». Чуть меньшая, но сопоставимая по численности доля россиян не согласна с подобным утверждением, подчеркивая приоритетность закона (34%). Более четверти россиян затруднились с ответом (26%).

По данным «Левада-Центра», россияне в целом отдают определенное предпочтение «порядку в государстве» перед «соблюдением прав человека» (таблица 1). Большинство полагает, что «люди в России имеют достаточно свободы» (60%), примерно равно число тех, кто полагает, что «свободы слишком много» (17%) и, напротив, «свободы слишком мало» (15%). При этом запрос на «твердую руку» в государственном управлении находит поддержку у 63% россиян, в то время как тех, кто полагает, что от политических свобод нельзя отказываться ни при каких обстоятельствах, почти в два раза меньше — 37%. Однако не следует ставить знак равенства между запросом на порядок и запросом на авторитаризм, поскольку наведение порядка в стране подавляющим большинством россиян видится исключительно в правовом поле и правовыми методами.

Таблица 1. Что сейчас важнее для россиян: порядок в государстве или соблюдение прав человека?

апрель

1997 г.

апрель

2008 г.

июль

2011 г.

август

2013 г.

порядок в государстве

60

51

53

55

соблюдение прав человека

27

39

42

38

затрудняюсь ответить

13

10

5

7

Некоммерческий сектор традиционно рассматривается как институциональная основа гражданского общества. Некоммерческие организации занимаются оказанием социальных услуг населению, правозащитной деятельностью, осуществляют функции общественного контроля.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» N 7‑ФЗ от 1996 года определяет 14 организационно-правовых форм НКО:

− общественные организации (объединения);

− религиозные организации (объединения);

− общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

− казачьи общества;

− некоммерческие партнёрства;

− автономные некоммерческие организации;

− социальные, благотворительные и иные фонды;

− ассоциации и союзы, в том числе профессиональные;

− государственные компании;

− государственные корпорации;

− государственные учреждения;

− муниципальные учреждения;

− частные учреждения;

− бюджетные учреждения.

Приведенный список показывает, что в понятие «некоммерческие» входят различные организации, в том числе с государственным или муниципальным участием, это, несомненно, затрудняет статистический учёт некоммерческого сектора. Определение организационно-правовых форм некоммерческой деятельности и общественных объединений нуждается в корректировке.

По данным доклада «Об осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора)», на 1 января 2013 года в Российской Федерации было зарегистрировано 219 688 некоммерческих организаций, из которых подлежат федеральному государственному надзору 187 960, в том числе:

− 104 949 (47,8%) общественных объединений;

Страницы: 1 2 3 4 5 6