Понятие гражданского общества и роль процессов самоорганизации в его становлении

Страница 1

Термин «гражданское общество» имеет глубокие исторические корни.

В древних Греческих городах-полисах общественная жизнь жителей была тесно связана с жизнью полиса и неотделима от нее. Аристотель и Цицерон упоминали в своих работах о гражданском обществе, они использовали это понятие для обозначения политического общества.

Нынешние черты понятие «гражданское общество» приобрело только в результате длительной исторической эволюции.

По мере развития человечества, смены экономических формаций, изменения способов производства, в процессе изменения способов развития и распределения материальных благ, а также изменений в сферах социальных, политических и духовных взаимоотношений между людьми смысловое значение данного понятия также изменялось.

Как юридическое понятие термин «гражданское общество» сформировалось уже в эпоху античности, обозначая совокупность индивидов, обладающих определенным статусом, а также выполняющих заданные социальные роли. Уже с тех времен граждане являлись субъектами права, и только при этих условиях получали право принимать участие в решении серьезных общественных задач, в том числе – и задач государственных.

Само собой разумеется, что гражданское общество практически полностью выходило из государства, в котором формировалось, фактически полностью взаимодействуя с ним.

Известным историком Д. Д. Фрезером отмечалось, что в древних обществах Греции и Рима общественное благо стояло выше личного, в подчинении всех граждан государству, безопасность и благополучие государства определяло поведение его граждан.

В политической философии средневековья понятием «гражданское общество» охватывалась совокупность всех нерелигиозных социальных институтов.

В данном случае условия для самостоятельного существования гражданского общества возможностей практически не было, так как все сферы социальных отношений в основной и главной части были полностью зависимы от государственной власти.

В Средние века развитие представлений о некоем независимом от властителей бытие фактически связывалось только с процессами, происходящими в религиозной жизни общества. Представление о независимости человеческого существования от «сильных мира сего» могло основываться только на элементах религиозной жизни, и развиваться только на основе – в данном случае европейского – католицизма.

В своих работах Е. Рашковский упоминает о том, что католическая церковь, уверенная в своей вере не имела границ властолюбивых и честолюбивых притязаний своих членов не только на духовную жизнь прихожан, но и их быт и повседневную жизнь и ждали от них только добровольного подчинения. И все же церковь оставляла некоторые границы свободы для гражданского общества.

В процессе происходящих церковных реформ увеличивалась и степень внутренней свободы и независимости человека. Адам Б. Зелигман, Израильский исследователь, изучавший англосаксонскую протестантскую публицистику XVII в., пришел к выводу, что в конечном итоге католическая церковь как бы не стремилась к теократии вынуждена признать ценность естественного права человека и признать что это право не отделимо от личности человека.

Процесс политической модернизации, активно протекающий во многих странах Западной Европы, а также «Нового Света» в течении двух столетий – 17-19, был вполне определенно связан с немыслимыми ранее процессами расширения прав личности во всех смыслах – социальном, экономическом, политическом и т.д.

По мере развития либеральных идей становилась все яснее грань между понятиями «государство» и «гражданское общество». Все четче становились представления о том, что между этими двумя понятиями должна существовать куда более широкая «граница», и гражданское общество остро нуждается в определенной нише, где присутствие государства будет сведено к минимуму. В данном случае, согласно либерального воззрения, государству отводилась роль «ночного сторожа», минимально вмешивающегося в общественную жизнь.

На рубеже XVIII и XIX веков в работах шотландских просветителей, прежде всего Адама Фергюсона, а также в работах Руссо и Канта появились различные понимания гражданского общества уже в современном им контексте. Обсуждая гражданское общество, Кант имел в виду, что в этом обществе свобода не выходит за рамки существующих законов, но в тоже время, это общество обладает большим потенциалом к развитию.

В дальнейшем разработкой понятия «гражданского общества» занимался так же Гегель. Ученый видел, гражданское общество в виде отдельных товариществ, общин и корпораций которые сообща выступают за свои интересы и через это получают возможность общаться с властью на политическом уровне.

Принципы частной собственности и личной свободы, способность к свободному формированию общественного мнения, справедливые и строго соблюдаемые всеми членами общества законы, по Гегелю, являются основными принципами на которых должно формироваться гражданское общество. При этом он считал, что в обществе необходимы сильная правовая основа, правосудие и средства для их функционирования и только при таких условиях может существовать гражданское общество, являясь основой его.

Страницы: 1 2 3 4 5