Хищения, совершаемые на трубопроводном транспорте

Страница 2

В совокупности проблем, связанных с различными проблемами противодействия преступности и иным правонарушениям, можно выделить следующие аспекты:

во-первых, необходимость разработки государственной политики, стратегии и тактики борьбы с преступностью, основанной и отражающей политику и идеологию государства в данной сфере;

во-вторых, постановку во главу угла борьбы с преступностью права, реализующего основные ценности правового государства, а именно: обеспечение безопасности личности, общества и государства, прав и свобод человека и гражданина, законность, справедливость и общественное спокойствие;

в-третьих, методологическое и методическое выделение и обеспечение на федеральном и региональном уровнях многоаспектного характера уголовной политики, в частности, ее концептуального, законодательного, правоприменительного и других составляющих.

Одной из основных причин стабильного роста количества совершаемых экономических преступлений, как, впрочем, и преступности в целом, является рассогласование отдельных направлений уголовной политики, осуществляемой государством в сфере противодействия преступности и иным правонарушениям.

Центральной задачей правоохранительных органов в сложившихся условиях становится качественное совершенствование уголовно-правовой борьбы с преступностью, и усиление интенсивности борьбы по отдельным направлениям. Необходимость такого усиления является вынужденной мерой, ответной реакцией на активные процессы криминализации общественных отношений. Усиление уголовно-правовой борьбы с преступностью, включая экономические преступления в нефтяной отрасли предполагает применение всей системы мер уголовно-правового воздействия и, по возможности, обеспечение эффективности каждой меры

Определенные трудности в применении названных уголовно-правовых мер связаны с определением в ходе предварительного расследования размеров ущерба, причиненного хищением нефти или нефтепродуктов. По смыслу части четвертой примечания к статье 158 УК РФ, размеры ущерба, причиненного кражей, определяются только стоимостью похищенного имущества.

Однако фактические размеры ущерба, причиненного хищением нефти из трубопровода, могут значительно крупнее. При расчете его размеров необходимо исходить из совокупного ущерба, складывающего из а) ущерба, причиненного преступлением собственнику нефти, б) ущерба, причиненного собственнику трубопровода, и в) ущерба, причиненного экологии данной территории (если такие последствия наступили), и, кроме того, необходимо учитывать стоимость работ по ликвидации негативных экологических последствий. Таким образом, ущерб от повреждения нефтепровода всегда оценивается как значительный.

Факт самовольного подключения к магистральному трубопроводу с целью последующего совершения кражи нефти содержит признаки умышленного уничтожения и повреждения имущества, совершенного общеопасным способом (ч. 2 статьи 167 УК РФ), и должен квалифицироваться по совокупности статей.

Необходимо сделать вывод, о том что действия, выразившиеся в осуществлении самовольного подключения к нефтепроводу путем установки специального технического устройства с целью последующего совершения кражи нефти или нефтепродуктов, если при этом виновные были задержаны и им по этой причине не удалось довести преступление до конца, должны квалифицироваться по совокупности преступлений, как оконченное преступление, предусмотренное статьей 215.1 УК РФ и как покушение на кражу из нефтепровода или нефтепродуктопровода, предусмотренное ч. 3 статьи 158 УК РФ.

Следует в этой связи отметить, что эффективность борьбы с хищениями нефти и нефтепродуктов во многом зависит от масштабов и интенсивности специально-криминологического предупреждения, продуктивности используемых при этом тактики, методик и конкретных приемов деятельности органов внутренних дел. При транспортировке легче создать условия, существенно затрудняющие совершение преступного посягательства, чем выявить и раскрыть его на всем протяжении пути следования от производителя до получателя груза.

Страницы: 1 2