Отчет о патентных исследованиях по объекты "Зубные пасты"

Страница 11

Установление требований к объекту исследований

Одним из основных условий конкурентоспособности продукции является обеспечение соответствия ее качества требованиям потребителей.

Номенклатура показателей должна обеспечивать сопоставимость различных образцов продукции одного вида и принимается одинаковой для всех аналогов и оцениваемой продукции.

Номенклатура показателей включает классификационные и оценочные показатели.

Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Эти показатели позволяют отнести образцы продукции, имеющиеся на конкретном рынке, к группе аналогов оцениваемой продукции. К классификационным показателям относятся, например, показатели, служащие для установления параметрического ряда типоразмеров продукции, показатели наличия дополнительных приспособлений, введенных в структуру устройства, или дополнительных свойств в продукции, показатели области применения продукции, показатели исполнения продукции, показатели, характеризующие условия эксплуатации продукции, прибор для работы на средствах транспорта и др.

Ориентируясь на классификационные показатели, производят отбор аналогов, используемых для сравнения с оцениваемой продукцией. Для последующего сопоставления оцениваемого и базовых образцов, выбранных из числа аналогов, эти показатели не используются. Оценочные показатели характеризуют функциональные, ресурсосберегающие, экологические, эргономические, эстетические и другие свойства продукции, а также показатели безопасности для человека.

Номенклатура показателей для каждого конкретного вида продукции устанавливается с учетом показателей для данного вида продукции, указанных в следующих документах:

международных стандартах (ИСО МЭК);

национальных зарубежных и отечественных стандартах;

руководствах (инструкциях) по эксплуатации образцов продукции данного вида;

каталогах, проспектах и стандартах фирм-изготовителей данного вида продукции;

описаниях изобретений, направленных на совершенствование продукции данного вида (патентной информации).

Основным источником информации о показателях продукции данного вида служат каталоги и проспекты фирм-изготовителей. Следует отметить, что при всей очевидной полезности таких источников информации, как каталоги и проспекты фирм, к ним нужно относиться с известной долей осторожности. Во-первых, приводимые в этих источниках информации данные о технико-экономических показателях (ТЭП) аналогов нередко носят чисто рекламный характер и характеризуют максимально достижимые при специальных условиях или по специальным требованиям заказчика значения показателей. При этом нередко остаются неизвестными способы и условия определения этих показателей фирмой.

Наиболее достоверным источником информации могут служить данные об испытаниях соответствующих зарубежных образцов продукции и оцениваемого образца, произведенных единым способом в идентичных условиях.

Чрезвычайно полезными в этом отношении источниками информации являются руководства (инструкции) по эксплуатации образцов продукции данного вида. Как правило, в этих источниках приводятся данные не только о значениях важнейших показателей образцов продукции, но и описание способов, условий и технических средств для определения этих показателей. Это повышает достоверность и сопоставимость таких данных.

Информацию о показателях отечественных и зарубежных образцов продукции можно почерпнуть из публикаций в отраслевых изданиях (журналы, бюллетени и т.п.). В журнальных статьях нередко приводятся сведения об испытаниях или исследованиях, связанных с применением соответствующих образцов продукции, которые включают их показатели. Из таких источников иногда можно получить информацию, которая прямо или косвенно характеризует показатели надежности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость и т.п.). Данные об этих показателях отсутствуют в проспектах и каталогах фирм. Между тем, это наиболее важная группа, представители которой, как правило, включаются в номенклатуру показателей для сравнения оцениваемого и базовых образцов продукции. Особую ценность представляют международные отраслевые издания, которые, как правило, содержат разделы рекламного характера. В этих разделах содержится краткая информация о всех новинках в данной области техники, которые поступают на мировой рынок. При этом по году первой публикации о соответствующем образце продукции данного образца можно судить о начале серийного освоения образца, тогда как в проспектах и каталогах нередко отсутствуют данные о дате их издания. Особо следует обратить внимание на такие источники информации, как стандарты. Соответствие международным стандартам, относящимся к данному виду продукции, является обязательным условием возможности реализации этой продукции на мировом рынке. То же касается и национальных стандартов страны, на рынке которой намечается сбыт продукции. Определенную ценность представляют собой национальные стандарты, определяющие общие технические требования к образцам продукции данного вида. Ценность этих источников определяется наличием в них перспективных требований к образцам продукции, которые характеризуются значениями показателей, прогнозируемыми на определенный период в будущем. Следовательно, разработке ГОСТов обязательно предшествуют исследования, связанные с оценкой мирового технического уровня образцов продукции, характеризующих последние достижения в данной области, и прогноз темпов изменения основных показателей до определенного момента времени. В настоящее время в Российской Федерации принят ФЗ "О техническом регулировании" создается федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16