Основы хозяйственного процессуального права

Страница 7

Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Для реализации этого конституционного принципа в ХПК предусматривается возможность оказания юридической помощи при ведении дел в хозяйственных судах посредством адвокатов в соответствии с Законом об адвокатуре, а также представителей

Особо следует подчеркнуть, что юридическая помощь может оказываться на любой стадии хозяйственного судопроизводства.

В целях наиболее эффективной защиты прав юридических и физических лиц реализуется принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде. Этот принцип представляет собой такое правило, в соответствии с которым в зависимости от категории дела и ряда других критериев разбирательство дела в хозяйственном судопроизводстве осуществляется судьёй хозяйственного суда единолично либо хозяйственным судом в коллегиальном составе.

Как правило, в хозяйственном суде первой инстанции дела рассматриваются судьями единолично, однако, учитывая сложность и характер дела, председатель хозяйственного суда либо его заместитель могут принять решение о коллегиальном рассмотрении.

Рассмотрение дела в хозяйственном суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанцией, с учётом специфики данных стадий (пересматриваются ранее вынесенные решения), проводится коллегиально.

При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда входит нечётное количество судей, один из которых является председательствующим. Решение по делу принимается большинством голосов. Если один из судей выражает несогласие с решением, он может высказать своё особое мнение.

Главное значение принципа коллегиальности заключается в том, что его несоблюдение при рассмотрении дел является основанием для отмены судебных актов (см. статьи 280, 297, 314 ХПК), за исключением надзорного производства.

Одним из конституционных принципов является принцип независимости суда. Применительно к судьям хозяйственных судов данный принцип получил развитие в статье 12 ХПК, где говорится не только о независимости судей, но и о подчинении их только законодательству.

Независимость судей предполагает как организационную, так и функциональную независимость. Организационная независимость основана на соблюдении конституционного принципа разделения властей (статья 6 Конституции Республики Беларусь). Органы исполнительной и законодательной власти не имеют права вмешиваться в деятельность хозяйственного суда, влиять на него при вынесении решения по делу.

Функциональная независимость — это независимость судей при исполнении своих полномочий. Однако рассматриваемое понятие предполагает расширенное толкование. Судьи должны быть независимы в своих убеждениях, никто не имеет права оказывать влияние на судей при принятии решения.

Независимость судей может быть достигнута только благодаря комплексу правовых предписаний и гарантий. Так, для судей хозяйственного суда существует особый порядок назначения на должность и оставления должности, им предоставляются соответствующие гарантии осуществления профессиональной деятельности, их материальное обеспечение предусмотрено за счёт средств государственного бюджета. Большинство гарантий деятельности судей закреплено в ХПК (например, тайна совещательной комнаты, возможность выносить особое мнение и т. д.).

Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность недопустимы и влекут за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8