Источники регулирования страховых отношений

Страница 2

- Правила размещения страховых резервов, утвержденные Приказом Росстрахнадзора № 02-02/06 от 14 марта 1995 г.;

- Временное положение о ведении реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, утвержденное Приказом Росстрахнадзора № 02-02/03 от 9 февраля 1995 г.;

- Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков, утвержденная Приказом Росстрахнадзора № 02-02/20 от 30 октября 1995 г.

Вместе с органом страхового надзора, в части урегулирования правоотношений в области страхования участвуют и другие полномочные органы. А именно можно выделить следующие акты, установленные ими:

- Порядок подачи разрешений страховым организациям с участием иностранных инвестиций и порядок расчета размеров (квот) участия иностранных капиталов в уставных капиталах страховых организаций регулируются Приказом Минфина РФ от 16 мая 2000 г. № 50;

- Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг (утв. приказом МАП РФ от 6 мая 2000 г. №340 а).

В данный момент времени используется легальное определение страхования, которое было предложено в ст. 2 Закона "Об организации страхового дела в РФ" (в ред. от 10 декабря 2003 г.) о том, что "страхование – это отношения в области защиты интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенного рода страховых случаев путем применения денежных фондов, которые формируются страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также путем использования других средств страховщиков".

В соответствии с законодательством, положения о том, что добровольное страхование производится на основании договора страхования и правил страхования, которые определяют ряд общих условий и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиками или объединениями страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ и действующим Законом и имеют ряд положений о субъектах страхования, а также об объектах страхования, о страховых случаях, о рисках, о правилах определения страховой суммы, страховых тарифов, страховых премий (страховых взносов), о порядке заключения, выполнения и аннулирования договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об установлении объемов убытков или ущерба, о порядке определения страховых выплат, о случаях отказа в страховой выплате и другие положения.

Ю.Б. Фогельсон в этом отношении отмечает: "Кроме того, установленный в ст. 3 Закона перечень того, что должны содержать правила страхования (положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения) фактически расширяет императивно установленный ст. 942 ГК РФ перечень существенных условий договора страхования. Недостижение сторонами согласия по существенным условиям договора влечет признание его незаключенным с вытекающими из этого правовыми последствиями (в том числе налоговыми, надзорными и т.п.)".

Вывод по первой главе: актуальность стабильного развития и существования общества приводит законодательные органы к поиску различных способов предотвращения или сведения к минимуму вредоносных последствий чрезвычайных происшествий природного, техногенного и иного характера, вызываемых ими убытков. Для этого вначале разрабатывается стратегия следования определённому законом порядку. Насколько теоретические аспекты соответствуют правоприменительной практике, об этом речь пойдёт в третьей главе данного исследования.

Страницы: 1 2