История развития и источники вексельного законодательства

Страница 1

Название векселя на разных европейских языках всегда содержит слово «размен» (lettera di cambio - итал., lettre de change -фр., bill of exchange - англ., Wechsel-Brief- нем.)[1].

Впервые вексель как оформление сделки размена монет (валют), с переводом денежной суммы в другое географическое место, появился в Италии.

Отмечают, что в Италию стекались огромные суммы со всей Европы от папской десятины (налога в пользу католической церкви). Если к этому прибавить, что право чеканить монеты принадлежало тогда даже отдельным городам, то можно представить, какое обилие монет обращалось в торговле. Дело, однако, осложнялось тем, что даже владения, чеканившие монету, были не прочь ради своего дохода уменьшить в ней содержание драгоценного металла, не говоря уже о мошенниках, подвергавших ее с этой целью скоблению и обрезке или просто подделывавших. Такое положение дел привело к возникновению влиятельного сословия менял-банкиров - лиц, обладавших значительным собственным капиталом и имевших подробные сведения о разных валютах, а также технические средства и приемы проверки качества[2]. Книги менял со сведениями о сделках имели публичное признание, а записи в них приравнивались к нотариальным документам.

Достаточно часто размен монет был сопряжен с их переводом в другое место. В этом случае клиент передавал меняле сумму в одной валюте, а получал ее через некоторое время в другом месте другой валютой.

Первым видом векселя является переводной вексель, и первые образцы таких документов относятся к XII веку. После совмещения сделок размена и перевода стали не только записывать сведения об этом в книгу менялы, но также выдавать отдельный листок бумаги. Банкиру, который должен был выдать деньги, предъявлялось письмо от первого банкира с поручением выплатить определенную сумму. Следовательно, вексель стал отражать не только сделку размена, но и кредитную природу складывающихся отношений.

Совершенствование формы векселя происходило на средневековых ярмарках. Отправляясь на ярмарку, купец брал у банкира взаймы. На ярмарке купец мог купить товары в долг, покрывая его векселем. Купец мог возвратиться с ярмарки с векселем, полученным за проданные товары, и, не собираясь лично ехать за получением платежа, передавал его банкиру за наличные деньги[3].

Для того, чтобы выяснить состояние своих денежных дел, предварительно обращались к своим должникам. Должник или давал акцепт, т.е. предварительное заявление об оплате по векселю, или же отказывал в акцепте, т.е. оплате векселя. Таким образом, в качестве актива купец учитывал векселя, выданные ему на других участников ярмарки, а также акцептованные векселя, долг же его составляли векселя, выданные на него. Затем проводилась так называемая сконтрация - покрытие своего долга кому-либо долгом себе кого-либо еще. Если образовывались остатки, они подлежали оплате наличными деньгами или на них выдавались новые векселя.

Правила проведения специальных ярмарок для операций только с векселями приводятся в тексте J. Savary («Le parfait negocian», Париж, 1749 г.), (перевод по книге И.Г. Табашникова «Прошлое векселя. Историко-юридическое исследование»).

«Лион является законодателем в деле определения цены за передачу денег во все главнейшие города Европы за исключением Плезанса, и в нем происходят в году четыре ярмарки, носящие название payments.

Достойна удивления манера, при помощи которой банкиры и негоцианты Лиона совершают взаимные акцепты и платежи по векселям, выдававшимся прямо и обратно в разных местах Европы для уплаты по ним на названных ярмарках; тут в какие-нибудь три-четыре часа уплачиваются миллионы ливров без всякой помощи наличных денег (не вынимая из кошелька ни одного су); так как это должно возбуждать немалое любопытство у тех, кто не знает, как эти платежи делаются, то кстати будет сказать об этих платежах. Каждая из четырех ярмарок открывается в первый непраздничный день месяца в два часа пополудни собранием главных негоциантов площади, как французов, так и иностранцев, в присутствии купеческого старшины, а за его отсутствием -в присутствии старейшего эшевена; в этом собрании начинаются акцепты векселей, подлежащих платежу на данной ярмарке, и продолжаются до шестого дня включительно, после чего в течение всех остальных дней месяца векселедержатели могут протестовать векселя, оставшиеся не принятыми. В прежние времена принятие векселей происходило на словах, а не на письме, но банкиры и негоцианты приносили с собой на площадь книжицу, которую они называли bilan; в нее они записывали все выданные на их имя и предъявленные им векселедержателями векселя. Если какой из внесенных в эту книгу векселей они принимали, то сбоку против него ставили крест, что означало «принят», но если они желали еще подумать, могут ли они его принять, то писали против него V, что означало Vu, буде же он вовсе не желал его принимать, то писал S.P., что означало sous protest, т.е. векселедержатель должен был протестовать его в течение трех дней после прекращения ярмарки, что соответствовало третьему числу следующего месяца. Но позднее акцепт совершался письменно, на основании 3 статьи ордонанса июня 1667 г. В третий день месяца устанавливалась цена разменов (т. е. векселей) с ярмарки по согласованию с иностранцами, для чего точно так же происходило собрание в присутствии купеческого старшины. На шестой день открывался билан (т.е. купцы сообщали друг другу свои записи в книгах акцепта векселей), и начинались взаимные расчеты, кои продолжались до последнего дня ярмарки включительно; .в течение времени платежа негоцианты, обладатели биланов, входили в камеру размена в 10 часов утра и выходили оттуда в половине одиннадцатого вечера .»[4].

Страницы: 1 2 3 4 5