Доклад

Страница 4

Конституция РФ не содержит перечня предметов ведения субъектов Российской Федерации и не устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов Федерации, в частности законодательных органов. Однако в ст. 73 Конституции установлена конституционная презумпция полноты государственной власти субъектов Федерации вне пределов предметов ведения Российской Федерации и федеральных полномочий по предметам совместного ведения.

В статье 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" установлены основные полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Как известно, круг зафиксированных конституцией (уставом) субъекта Федерации вопросов, по которым данный орган правомочен принимать законы, распространяющие свое действие на территорию субъекта РФ. К числу таких полномочий относятся:

утверждение бюджета субъекта РФ;

утверждение разработанной в соответствии со схемой управления структуры органов исполнительной власти субъекта РФ;

установление основ организации и деятельности органов местного самоуправления;

установление отнесенных к ведению субъекта РФ налогов, сборов, тарифов, платежей, а также порядка их взимания;

установление порядка образования и деятельности внебюджетных, валютных и иных фондов субъекта РФ;

установление порядка предоставления и изъятия земельных участков, использования природных ресурсов, охраны объектов природы и культурного наследия;

установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ;

установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;

установление основ административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения и др.

Кроме того, законодательный орган субъекта РФ дает толкование конституции (устава) субъекта РФ, осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и др.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае: а) принятия указанным органом решения о самороспуске; б) роспуска указанного органа высшим должным лицом субъекта РФ; в) вступления в силу решения соответственно Верховного суда субъекта РФ

При досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении этих полномочий.

[1] См. Абдуллаев М.И. Проблемы теории государства и права. - С-П.: ПИТЕР,2003г.-с.34-36

[2] См. М.М.Рассолов, А.Б.Венгеров, В.Е.Чиркин .Теория государства и права.

[3] См. Учебник - М.: Закон и право, ЮНИТИ,2000г.-с.143-144.

[4] См. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало,2001.-с.98.

[5] См. Н.И.Матузова А.В.Малько Теория государства и права. Курс лекций - М.: Юристъ, 2004.-с.134-135.

[6] См. В.В. Лазарев. Общая теория права и государства /.-. М.: Юристъ, 1996.-с.105-108.

[7] См.: Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О Счётной палате РФ», // Собрание Законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 167

[8] См. Козлова И.Е., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебное пособие. — М.: Юристъ, 1996. с. 340.

[9] См.: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания — Парламента РФ. Принят 25 марта 1994г. — Издание Государственной Думы 1994. № 80-1.

[10] Козлова И.Е., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2007г. с. 340.

[11] См. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2007.

[12] См. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права/. - М.: ДТД,1996.-с.121

Страницы: 1 2 3 4 5