Заключение

Страница 1

Итак, правовой статус органа законодательной (представительной) власти субъекта федерации представляет собой совокупность установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными актами соответствующих субъектов федерации полномочий, прав и обязанностей органа в сфере организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления, обеспечения экономического и социального развития, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, определяющих его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления) как постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации. При этом полномочия законодательных органов субъектов РФ можно условно поделить на законотворческие, представительские, контрольные и учредительские. Законодательные и учредительские полномочия представляют формальную, а представительские и контрольные - содержательную стороны правового статуса. Из этих полномочий законотворческие и представительские функции являются наиболее развитыми (хотя последняя нередко страдает от политического доминирования исполнительной власти, или, проще говоря, уступает перед администрацией). Представляется положительным развивать и укреплять представительскую и учредительскую функции, разумеется, не в ущерб прочим ветвям власти.

Можно сказать то, что парламентаризм в регионах России развивается. Наблюдается достаточно видимая тенденция усиления политического влияния представительных органов власти субъектов Федерации, в том числе и по сравнению с федеральным парламентом. Она проявляется в усилении процедур контроля за деятельностью исполнительных органов, в том числе с помощью созданных органов - счётных палат, в судебной защите (уставные (конституционные) суды субъектов и, конечно, Конституционный Суд РФ), в росте числа депутатов, работающих на профессиональной основе. Вместе с тем, требуют решения случаи неоправданного ограничения определенных полномочий, а также влияния внеправовых факторов (например, политической конъюнктуры, авторитета главы исполнительной власти и т. д.) на решения законодательных органов. В целом идея регионального парламентаризма, самостоятельности субъектов федерации нашла свою поддержку и начинает приносить положительные результаты в различных сферах деятельности.

Подводя итог в дипломной работе можно сделать выводы:

Во-первых, орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим.

Во-вторых, независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы. Федеральное Собрание не подчиняется, какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиям Конституции РФ. Никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается независимость парламента в отправлении своей главной функции. Парламентская независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятие Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами».

В-третьих, Федеральное Собрание основывается на принципиально новом понимании народного представительства по сравнению с тем, которое определяло положение представительных органов прежде. Законодательные органы теперь не образуют единую вертикаль подчиняющихся снизу вверх всех Советов, хотя Федеральное Собрание занимает высшее положение как орган федеральной законодательной власти.

В-четвертых, конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом Российской Федерации. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т.е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

Страницы: 1 2