Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Страница 1

Глава вторая "Приобретение гражданства Российской Федерации" Закона о гражданстве РФ определяет основания приобретения российского гражданства. Ст.12 указанного закона устанавливает, что гражданство РФ приобретается:

1. В результате его признания,

2. По рождению,

3. В порядке его регистрации,

4. В результате приема в гражданство,

5. В результате восстановления в гражданстве РФ,

6. Путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ,

7. По иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Исходя из того, что Россия выступает как правопреемница Советского Союза, который в свою очередь, выступал как правопреемник Российской империи, Закон применил при определении гражданства России не только законодательный акты РФ, но и РСФСР, бывшего СССР и царской России, имевшие силу на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к российскому гражданству.

Признание гражданства РФ ( Ст.13 закона о гражданстве РФ).

Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на 06 февраля 1992 года, на день вступления Закона в силу. При этом Закон предоставлял право лицам по тем или иным причинам не желавшим быть гражданами России в срок до 06 февраля 1993 года отказаться от российского гражданства, заявив о своем несогласии путем подачи в органы внутренних дел заявления установленного образца.

Гражданами РФ по рождению признаются лица, родившиеся на территории России до момента подписания Договора об образовании СССР (до 30 декабря 1922 года) и утратившие гражданство бывшего СССР. При этом определяющими обстоятельствами являются: рождение на территории России (в бывших границах РСФСР) или принадлежность хотя бы одного из родителей на момент рождения ребенка к гражданству СССР и постоянное проживание на территории РСФСР. Поскольку территория РСФСР в период с 1917 года часто изменялась, следует определять эти границы на дату рождения этого лица.

Следует отметить, что для признания гражданства России был избран наиболее демократичный, так называемый "нулевой" вариант. В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со своей стороны, приобрели гражданство РФ лица, составляющие подавляющую часть граждан российской Федерации. Законодательства ряда стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, например, Прибалтики куда как более сложное, а во многом дискриминационное по отношению к своим бывшим гражданам.

Вопрос этот имеет не только и не сколько теоретический характер, так как затрагивает судьбы многих миллионов бывших граждан бывшего Советского Союза. Российское государство самоопределяясь как суверенное независимое государство не могло пойти путем признания своими гражданами всех тех граждан , коими они были на момент принятия этого закона подобно законодательству Советского Союза ( например ст. 4 Закона Союза ССР "О гражданстве СССР"). Это объясняется в первую очередь отсутствием юридического оформления республиканского гражданства, так как оно как бы "растворялось" в союзном гражданстве и не фиксировалось ни в каких документах. Этим же объясняется и оговорка в законодательстве о праве лица не состоять в российском гражданстве. Ибо на территории России постоянно проживали граждане СССР. но считавшие себя гражданами других бывших союзных республик, но ставших впоследствии независимыми государствами. Автоматическое причисление их к гражданам России ущемило бы их права. Эта оговорка в законодательстве еще раз подчеркивает демократичность Закона о гражданстве РФ.

Страницы: 1 2 3 4