Конституционное право граждан на образование

Страница 3

– организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту;

– формирование сети национальных университетов[11] и бизнес-школ;[12]

– дополнительное вознаграждение за классное руководство;[13]

– поощрение лучших учителей;[14]

– поставка школьных автобусов в сельские территории;

– оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Образовательные программы подразделяются на два вида:

– общеобразовательные (основные и дополнительные), к которым относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

– профессиональные (основные и дополнительные), к которым относятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования.

Образовательные программы реализуются образовательными учреждениями, которые по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений).

К образовательным относятся учреждения:

– дошкольные общеобразовательные;

– профессионального образования;

– дополнительного образования взрослых;

– специального образования;

– для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– дополнительного образования детей и др.

Согласно п. 1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству и рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. и Федеральной программе развития образования на 2000–2005 гг.

Система российского образования представляет собой совокупность:

– образовательных программ и государственных образовательных стандартов;[15]

– реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;

– органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):

а) основное общее образование;

б) среднее (полное) общее образование;

в) начальное профессиональное образование;

г) среднее профессиональное образование;

д) высшее профессиональное образование;

е) послевузовское профессиональное образование.

Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст. 2 Закона РФ «Об образовании». К таким принципам относятся:

– гуманистический характер образования;

– приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства;

– защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования;

Страницы: 1 2 3 4 5