Общая характеристика власти догосударственного общества

Страница 2

Функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления, так как они осуществлялись самими членами рода, хотя все чаще в собраниях стали участвовать только взрослые мужчины и проводились они в мужских домах. Также не было особого аппарата принуждения, ведения войн, поскольку вооруженную силу представляли все мужчины, способные носить оружие.

Решения на собраниях принимались сообща, большое значение придавалось тому, чтобы было достигнуто единство мнений, а не просто подчинение одних воле большинства. Поэтому многое зависело от глав и других уважаемых людей коллектива, их авторитета и красноречия.

Соподчинение органов коллективной власти могло достигать путем представительства глав домохозяйств в общинных и родовых советах, а глав таких советов – в советах фратрий и племен.

Роды объединялись в племя, а некоторые племена – в союз племен. При этом совет старейшин племен, куда входили старейшины (вожди) объединившихся родов, избирал вождя племен и других должностных лиц племен – военачальника племени и т.д. Аналогичным образом совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц такого союза племен. Совет племени утверждал родовых глав и могу смещать их даже вопреки желанию рода, улаживал межродовые конфликты и регулировал отношения с другими племенами, принимал и отправлял посольства, объявлял войну и заключал мир, союзы и координировал действия отдельных отрядов во время крупных военных походов. Совет вершил только важнейшие дела и собирался нечасто.

Власть в первобытном обществе осуществлялась также жрецами (колдунами, шаманами, знахарями). Они выполняли своего рода идеологическую функцию, влияли на психику, сознание первобытных людей, являлись хранителями и блюстителями обычаев общины.

Властные полномочия всех этих должностных лиц опирались на авторитет и доверие общества, на согласие и поддержку членов родовых общин, поэтому данная власть называется потестарной. Вместе с тем назначение и функции этих должностных лиц, как и правила поведения всех остальных членов общества, были жестко подчинены устоявшимся непререкаемым обычаям.

На основе выше перечисленного можно сделать вывод, что общественная власть при родовом строе являлась первобытнообщинное демократией, которая не знала ни каких имущественных, сословных, кастовых или классовых, ни государственно-политических форм. Власть в данном обществе основывалась на уважении и власти авторитета, с помощью которых старейшины и осуществлялись свою властную деятельность. А главными ее чертами являются выборность, срочность, отсутствие привилегий, а также общественный характер.

В данной работе я охарактеризовала социальные нормы первобытного общества, а также проследила их развитие.

Говоря о социальных нормах первобытного общества, стоит отметить, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Регулятивные системы присваивающих обществ совершенно отличались от тех, что возникли в производящей экономике. Главная их задача – сплочение общины, племени, что способствовало выживанию людей в первобытном обществе. Регулятивные системы присваивающих обществ имели и свои особые признаки, специфическое содержание, форму выражения, способы реализации и защиту, что отражало состояние общества того времени, его задачи и особенности.

Первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества. Власть олицетворяла силу и волю народа или союза родов: источником и носителем власти был род. Власть была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены.

Единственным способом реализации власти было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало. Высшим органом власти в роду было собрание всех взрослых членов общества. На собрании решались все основные вопросы жизнедеятельности рода. Здесь избирались предводители на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д.

Страницы: 1 2 3