Уголовно-правовая характеристика таможенных преступлений

Страница 1

Внешнеэкономическая деятельность является одним из наиболее важных аспектов экономической системы. Правительство в стремлении либерализировать экономическую систему в последние годы пошло на значительное упрощение процедур проведения внешнеэкономических сделок, пересечения гражданами и товарами таможенной границы Российской Федерации. Экспорт и импорт стали неотъемлемыми частями нормальной экономической активности. Это способствует повышению экономической эффективности субъектов хозяйствования, но влечет ряд негативных последствий, в том числе активизацию таможенных правонврушений.

Правонарушение - это противоправное, виновное действие или бездействие физ. или юридические лица, за которое КоАПом предусмотрена ответственность.

Субъекты правонарушения - это физические лица, юридические лица и должностные лица (в т.ч. индивидуальные предприниматели).

Таможенное законодательство регулирует два основных вида общественных отношений:

а) административно-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка осуществления таможенного контроля и совершения таможенных операций;

б) финансово-правовые, связанные с взыскание таможенных налогов и сборов.

Все виды нарушений таможенных правил предусматривают ответственность за неисполнение отдельных требований:

а) таможенного законодательства (требования таможенных операций прибытия и убытия товаров, таможенных процедур ВТТ и СВХ, таможенного декларирования товаров, требования применения таможенных режимов и порядка уплаты таможенных платежей, порядка осуществления деятельности в области таможенного дела, а также целевого использования товаров, выпущенных на территории РФ с предоставлением льгот по таможенным платежам);

б) законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (в части соблюдения соответствующих запретов и ограничений);

в) валютного законодательства.

Сложность уголовно-правовой характеристики составов преступлений, предусмотренных нормами уголовного производства Российской Федерации, обуславливает необходимость их глубокого юридического исследования, что имеет важное научное и практическое значение в деле правильной оценки общественной опасности и квалификации преступлений, совершаемых в таможенной сфере.

Исследования, посвященные таможенным преступлениям, представлены трудами российских ученых по общей теории права, уголовному, уголовно-процессуальному праву, криминологии. Среди них Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, Т.А. Диканова, В.А. Жбанков, C.IO. Иванова, Н.А. Лопашенко, СВ. Максимов, В.И. Михайлов, А.В. Федоров, А.И. Чучаев, П.С. Яни.

Также следует отметить, что проблемам криминалистической методики уделяется значительное внимание в работах таких криминалистов, как Р.С. Белкин, В.М. Быков, А.Н. Васильев, И.А. Возгрин, Т.С. Волчецкая, В.К. Гавло, И.Ф. Герасимов, Г.А. Густов, Л.Я. Драпкин, А.В. Дулов, В.А. Жбанков, А.А. Закатов, А.Н. Колесниченко, В.П. Лавров, А.Ф. Лубин, И.М. Лузгин, В.А. Образцов, И.Ф. Пантелеев, Н.И. Порубов, А.Г.Филиппов, Н.П. Яблоков и др.

В соответствии со ст. 112 и ст. 117 УПК Российской Федерации таможенные органы могут возбуждать уголовные дела и проводить дознание по делам о контрабанде, нарушениях таможенного законодательства РФ, уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 188 и ст. 194 УК РФ), а также по делам о незаконном экспорте товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружений и военной техники, о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с действующим законодательством (ст. 188 УК РФ), касающимся таможенного дела.

Уголовные дела по этим, как и по другим статьям Уголовного Кодекса РФ согласно требованиям ст. 108 УПК РФ могут быть возбуждены только при наличии поводов и оснований для возбуждения дела.

Статья 188 УК РФ (Контрабанда) устанавливает, что незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу РФ, совершенное с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия, боеприпасов и воинского снаряжения, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены соответствующие правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из Российской Федерации, а также предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран,- наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с конфискацией имущества.

Страницы: 1 2 3