Пути совершенствования работы подразделений дознания

Страница 3

Беспристрастный анализ указанных документов, сравнение их с аналогичными характеристиками других специалистов свидетельствуют о существенном отличии квалификационных требований к дознавателю от аналогичных требований к другим категориям работников ОВД. Представляется, что подготовка таких специалистов должна осуществляться в рамках широкого профиля, но при условии обязательной специализации дознавателей на последних курсах обучения в учебных заведениях.

Очевидно, что выпускники образовательных учреждений системы МВД России, проходившие обучение по Программе дознания, должны находить применение своим профессиональным знаниям, а значит, в обязательном порядке распределяться именно в подразделения дознания.

Руководители высшего звена обязаны создавать необходимую обстановку и условия, стимулирующие у личного состава потребность к постоянному повышению своих профессиональных знаний и культурного уровня, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей. Начальники подразделений дознания, их заместители несут персональную ответственность за организацию непрерывного обучения работников, поддерживание их высокого профессионального уровня, своевременную переподготовку при изменении функциональных обязанностей.

Исследование проблемы подготовки кадров для службы дознания полиции общественной безопасности будет неполным, если не рассматривать качественные характеристики сотрудников этих подразделений.

В наиболее общем плане процесс развития профессиональных способностей дознавателя можно разделить на несколько этапов.

Еще в период обучения и воспитания в общеобразовательной школе формируются способности, на основе которых в дальнейшем развиваются такие важные качества, как наблюдательность, определенные свойства ума, обучаемость и т. д.

Новый этап развития личности молодых людей начинается с поступления в юридическое высшее учебное заведение. В этот период происходит овладение научными знаниями, формирование правовых убеждений, профессиональной направленности способностей. Именно поэтому на старших курсах необходимо вводить в программу обучения специализацию по расследованию преступлений в форме дознания, создавать специальные программы обучения для работы на этой должности.

Перечисленные этапы становления профессионализма в конечном счете сводятся к наиболее важной стороне личности дознавателя, которая непосредственно включается в процесс расследования и обеспечивает его законность и эффективность, – это профессиональное мастерство, то есть мастерство расследования преступлений.

Четкие контуры системы профессионального образования органов МВД России обозначились в 1991 году с разработкой и введением в действие его приказа от 10.07.91 г. №110, утвердившего «Наставление по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» (далее – Наставление).

Все последующие изменения в этой системе выглядят производными, поскольку указанный нормативный правовой акт явился первым шагом в данном направлении. Указанным наставлением определены система профессиональной подготовки, а также ее виды.

К самостоятельным видам профессиональной подготовки наставлением отнесены: первоначальная подготовка; переподготовка; обучение в аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре; служебная и боевая подготовка; физическая подготовка; самостоятельная учеба. Необходимо обратить внимание на очевидное достоинство данного нормативного акта, которое заключается не в спонтанном перечислении видов и форм повышения профессиональной квалификации, а в четкой последовательности начального, вузовского и послевузовского образования, а также способах поддержания сотрудниками органов внутренних дел своей физической и боевой формы.

Механизм отбора кандидатов на учебу в высшие и средние специальные заведения МВД России, порядок сдачи вступительных экзаменов, а также прохождение обучения определены ведомственными нормативными актами МВД России, а также уставными документами самих учебных заведений. Выпускники таких учебных заведений на общих основаниях распределяются для службы в подразделения дознания разного уровня либо, осуществляя в них профессиональную деятельность, обучаются заочно.

Наставлением определено, что сотрудники, впервые принятые на службу в органы внутренних дел, в том числе и на должности среднего начальствующего состава, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят специальный курс обучения – первоначальную подготовку.

Страницы: 1 2 3 4 5