Теоретические основы управления земельными ресурсами муниципальных образований
– создание положительной динамики технико-эксплуатационных характеристик объектов земельно-имущественного комплекса;
– повышение спроса на объекты земельно-имущественного комплекса;
– формирование рыночных цен на объекты земельно-имущественного комплекса;
– контроль за динамикой стоимости и спроса на продукцию и услуги, производимые государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в области управления земельными ресурсами;
– соответствие использования недвижимого имущества различным нормативам;
– развитие институтов профессиональной деятельности в области земельно-имущественного комплекса (независимая оценка, риэлторская деятельность и т.д.);
– динамика котировок субфедеральных и муниципальных ценных бумаг;
динамика объемов инвестиций и т.п.
Предметом управления является формирование процессов использования земельных ресурсов в границах муниципального образования.
Субъектами местного управления являются органы местного самоуправления, а субъектами внутрихозяйственного управления земельными участками – собственники, землепользователи, арендаторы в лице граждан и юридические лица.
На систему управления муниципальными землями влияют следующие факторы: политические, экономические, социальные, рыночные, экологические и др.
Систему управления земельными ресурсами любого муниципального образования разрабатывают в следующей последовательности:
1. Составляют с учетом проведенного анализа состояния и перспектив развития социально-экономической и политической ситуации в стране, регионе, муниципальном образовании материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы, которыми располагает или которые может реально привлечь муниципальное образование для своего развития.
2. Учитывают долгосрочные перспективы развития муниципального образования, сообщества муниципальных образований, а также интересы соседних территорий, органов власти субъекта Федерации и федерального центра.
3. Анализируют основные направления развития муниципального образования: экономическое, социально-культурное, градостроительное, экологическое и пр.
4. Оценивают примерную стоимость программ, ожидаемый эффект и определяют конкретных разработчиков и исполнителей.
5. Обеспечивают периодическую конкретизацию в форме годовых планов в соответствии с изменениями социально-экономической ситуации, взглядов сообщества муниципального образования на развитие территории.
Исходя из сложности системы, в основу процесса управления земельными ресурсами муниципального образования должна быть положена земельно-информационная система, которая позволит:
– проводить мониторинг состояния объекта управления;
– обеспечить контроль исполнения решений и эффективности исполнительных механизмов;
– анализировать внешние и внутренние проблемные ситуации и прогнозировать их развитие;
– поддерживать процедуры принятия решений;
– управлять деятельностью органов местного самоуправления;
– обеспечить надежное хранение и оперативный избирательный доступ к большим объемам информации;
– осуществлять автоматизированную поддержку процедур обработки информации;
формировать внешние и внутренние коммуникации, а также обеспечить поддержку доступа к удаленным источникам и фондам.
К основным мероприятиям, формирующие систему управления землями муниципального образования относятся:
– ведение земельного кадастра, включая регистрацию земельных участков, их учет и оценку;
– планирование и систематическое регулирование использования земель;
предоставление и изъятие земель;
– землеустройство и мониторинг земель;
– земельный контроль;
– установление порядка управления и распоряжения землями;
– изъятие и предоставление земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование, передача их в собственность, аренду;
– планирование использования земель, находящихся на территории муниципального образования;
– взимание платы за землю;
– установление границ территорий земель, передаваемых в ведение сельских и поселковых администраций, а также предоставляемых юридическим и физическим лицам в различные виды пользования;
– выполнение иных функций в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов Федерации и муниципалитетов.