Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе
Нормы первобытного общества (нормы-обычаи) |
Нормы государства (нормы права) |
• по способу возникновения: | |
— возникают постепенно в процессе совместной жизни. |
— устанавливаются государством |
• по волевой направленности норм: | |
— выражают волю рода или племени |
— выражают государственную волю |
• по форме внешнего выражения: | |
— находятся в сознании людей, существуют в неписаной форме |
— находят внешнее выражение в письменных правовых актах |
• по времени вступления в силу: | |
— возникают и отмирают постепенно |
— вступают в силу или прекращают действие в строго установленном порядке, официальным путём |
• по способу обеспечения исполнения: | |
— осуществляются в силу привычки, традиций; в случае нарушения принуждение исходит от рода |
— обеспечиваются принудительной силой государства |
Основные юридические источники формирования права у разных народов мира
Можно выделить два пути формирования права:
— посредством норм, исходящих от государства;
— посредством норм, исходящих от общества (общин, иных социальных групп, например, купцов, религиозных объединений: церкви и т.п.) и поддерживаемых государством.
Первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи, которые записывались, объединялись в особые списки. В результате этого появилось обычное право — система норм, основывающихся на обычае, которая регулирует общественные отношения в государстве, в определенной местности либо в этнической или социальной группе.
У разных народов мира обозначились различные ведущие элементы социально-юридического содержания права: прецедент, религиозная норма, норма-обычай, закон, которые в ходе дальнейшего развития народов и государств привели к формированию отличающихся друг от друга национальных правовых систем и их типов. Типами (семьями) правовых систем начали называть правовые системы государств, у которых преобладали общие черты, общие исходные элементы, в том числе общий источник (форма) права: закон (нормативно-правовой акт), судебный прецедент, религиозная норма, норма-обычай.
Первые письменные памятники права древности (Законы Ману, Законы XII таблиц, Кодекс законов царя Хаммурапи и др.) и средневековья («Салическая правда», «Русская правда» и др.) состояли из норм обычного права, судебных прецедентов и прямых законодательных положений.
В первобытном обществе обозначились контуры правосудной деятельности, при которой регулирование осуществлялось по схеме: норма (обычай) плюс индивидуальное решение (решение родовых собраний, старейшин, «судов»). Так постепенно формируются судебные прецеденты — решения конкретных дел, которые в процессе повторения ситуаций приобретали значение образцов, моделей, становились общей нормой. Они стали предвестниками прецедентного права — в Англии, США, Канаде, Австралийском Союзе (англо-американский тип правовой системы).
В странах континентальной Европы с развитием письменности наряду с обычным правом возникают нормы права, установленные актами короля, князя, их чиновников, которые именуются законами (законодательное право) — во Франции, Испании, Австрии. ФРГ (романо-германский тип правовых систем).
В странах азиатского континента (Иран, Ирак) важную роль в формировании права, наряду с обычаями, играли и до сих пор играют нормы религии в религиозно-доктринальной интерпретации (религиозно-традиционные правовые системы).