Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе

Страница 1

Нормы первобытного общества (нормы-обычаи)

Нормы государства

(нормы права)

• по способу возникновения:

— возникают постепенно в процессе совместной жизни.

— устанавливаются государством

• по волевой направленности норм:

— выражают волю рода или племени

— выражают государственную волю

• по форме внешнего выражения:

— находятся в сознании людей, существуют в неписаной форме

— находят внешнее выражение в письменных правовых актах

• по времени вступления в силу:

— возникают и отмирают по­степенно

— вступают в силу или прекра­щают действие в строго уста­новленном порядке, официаль­ным путём

• по способу обеспечения исполнения:

— осуществляются в силу при­вычки, традиций; в случае на­рушения принуждение исходит от рода

— обеспечиваются принуди­тельной силой государства

Основные юридические источники формирования права у разных народов мира

Можно выделить два пути формирования права:

— посредством норм, исходящих от государства;

— посредством норм, исходящих от общества (общин, иных социальных групп, например, купцов, религиозных объедине­ний: церкви и т.п.) и поддерживаемых государством.

Первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи, которые записывались, объединялись в особые списки. В результате этого появилось обычное право — система норм, основывающихся на обычае, которая регулирует общественные отношения в государстве, в определенной местности либо в этнической или социальной группе.

У разных народов мира обозначились различные ведущие элементы социально-юридического содержания права: прецедент, религиозная норма, норма-обычай, закон, которые в ходе дальнейшего развития народов и государств привели к формированию отличающихся друг от друга национальных правовых систем и их типов. Типами (семьями) правовых систем начали называть правовые системы государств, у которых преобладали общие черты, общие исходные элементы, в том числе общий источник (форма) права: закон (нормативно-правовой акт), судебный прецедент, религиозная норма, норма-обычай.

Первые письменные памятники права древности (Законы Ману, Законы XII таблиц, Кодекс законов царя Хаммурапи и др.) и средневековья («Салическая правда», «Русская правда» и др.) состояли из норм обычного права, судебных прецедентов и прямых законодательных положений.

В первобытном обществе обозначились контуры правосудной деятельности, при которой регулирование осуществлялось по схеме: норма (обычай) плюс индивидуальное решение (решение родовых собраний, старейшин, «судов»). Так постепенно формируются судебные прецеденты — решения конкретных дел, которые в процессе повторения ситуаций приобретали значение образцов, моделей, становились общей нормой. Они стали предвестниками прецедентного права — в Англии, США, Канаде, Ав­стралийском Союзе (англо-американский тип правовой системы).

В странах континентальной Европы с развитием письменности наряду с обычным правом возникают нормы права, установленные актами короля, князя, их чиновников, которые именуются законами (законодательное право) — во Франции, Испании, Австрии. ФРГ (романо-германский тип правовых систем).

В странах азиатского континента (Иран, Ирак) важную роль в формировании права, наряду с обычаями, играли и до сих пор играют нормы религии в религиозно-доктринальной интерпретации (религиозно-традиционные правовые системы).

Страницы: 1 2 3 4