Общая характеристика первобытного общества

Страница 2

При матриархальных отношениях в руках женщины имело место соединение наследственных прав на владение имуществом, распоряжение хозяйством, какой-то части (большей или меньшей) обязанностей по управлению вообще.

Известны, однако, и древние патриархальные роды (например, в Иудее, у скифов и восточных славян).

Родовая община, возникшая в глубокой древности, сохранилась и на последующих ступенях развития цивилизации - в период становления раннефеодальных государств у древних германцев, англосаксов, славян и раннеклассовых государств Месоамерики в первом тысячелетии нашей эры.

Итак, род (или первобытная родовая община) представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты производства. Из этих условий проистекали равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода.

Общая собственность и социальное единство внутри родовой общины порождали соответствующие им формы организации общественной власти и управления, в котором участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Вопросы, касающиеся всего рода, решались общим собранием его членов, которое избирало старейшину, предводителей охоты и военных вождей. Для решения важных дел, собирался совет старейшин, вождей. Вождь был лишь первым среди равных, его власть покоилась на авторитете старшинства, знании обычаев и религиозных традиций, мудрости, ловкости, храбрости. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким и состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой наказания являлось изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей, старейшин. Все эти функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления, выделенного из общества. Они осуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.

Таким образом, общественную власть при родовом строе можно характеризовать как первобытную общинную демократию, не знавшую еще ни имущественных, сословных, кастовых, или классовых различий, ни государственно-политических форм.

При первобытнообщинном строе, разумеется, были правила, регулирующие поведение членов коллектива. Это обычаи. Первобытные обычаи коренились в глубокой древности, тысячелетиями передавались из поколения в поколение. Большую роль в формировании и поддержании обычаев играли религиозные, мистические представления первобытных людей. Обычаи включали в себя непререкаемые запреты (табу), ритуальные действия, а также устоявшиеся мифы, создающие образцы для подражания.

Соблюдение обычаев было прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Энгельс пишет об ирокезах, что у них "домашнее хозяйство ведется рядом семей сообща и на коммунистических началах, земля является собственностью всего племени . тем не менее, нет и следа нашего раздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал".

Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие между ними непримиримых противоречий.

На поздних стадиях существования родового строя все чаще происходит отпочкование новых родовых общин от первоначальной. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований – братств (фратрий) и племен. Развитие племенных объединений совпадает с началом разложения первобытнообщинного строя. Тем не менее, племена и братства еще долгое время сохраняли черты родоплеменной организации. Племя, как правило, имело свою территорию, свое особое имя, язык или диалект, общие религиозные и бытовые обряды. Организация власти в племени основывалась на началах родоплеменной демократии. Племенной совет состоял из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени. Избирался военный вождь племени. Органы племени содействовали расширению связей между родами и фратриями родов, урегулированию межродовых конфликтов и отношений с другими племенами. В ведении органов родовой общины продолжали оставаться основные распределительные, брачно-семейные и другие внутриродовые отношения. Но по мере дальнейшего развития функции власти и регулирования постепенно все больше перемещались к племенным органам.

Страницы: 1 2