Виды правовых актов управления. Административный договор

Страница 1

Хочу сказать, что правовые акты управления могут классифицироваться по различным критериям, главным из которых являются их юридические свойства. В соответствии с ним их можно подразделить на нормативные и индивидуальные.

На мой взгляд, нормативные акты управления в наибольшей степени выражают регулятивную роль административного права, так как содержат (устанавливают) административно-правовые нормы. Последние в силу своих свойств представляют собой определенные правила должного поведения в сфере государственного управления, рассчитанные на регулирование однотипных общественных отношений, а также на длительное применение (исполнение) и не имеющие персонифицированного, т.е. конкретного, адресата. Например, санитарно-гигиенические правила, правила дорожного движения, правила лицензирования видов деятельности и т.п. распространяются на всех, кто так или иначе совершает определенные действия (либо бездействия) в названных областях.

Нормативные акты управления являются наиболее емким выражением процесса реализации исполнительней власти, поскольку именно в них находит свое выражение подзаконное административное нормотворчество. Поэтому их справедливо характеризуют в качестве правоустановительных актов.

Я считаю, что роль нормативных актов управления существенна и выражается в следующем:

а) обеспечивается механизм реализации конституционного статуса граждан и общественных объединений различного типа (свобода совести и вероисповеданий, образование, борьба с безработицей и т.п.);

б) конкретизируются нормы высшей юридической силы, содержащиеся в законодательных актах.

в) определяются типовые правила поведения в сфере государственного управления. Например, Правительством РФ утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации[4];

г) проводятся в жизнь различного рода социально-экономические программы (приватизации, демонополизации, реформы жилищно-коммунального хозяйства и т.п.);

д) определяется организационно-правовой статус звеньев исполнительной власти, непосредственно подведомственных Президенту или Правительству РФ (аналогичные акты принимаются на нижестоящих уровнях государственной организации России). Это положений о федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ и т.п.;

е) определяется порядок совершения определенных действий (процедур) исполнительно-распорядительного характера. Например, о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; о проведении государственного ветеринарного надзора; о планировании и финансировании деятельности казенных заводов; о лицензировании; о порядке подготовки правовых актов и т.п.

ж) формируются основные линии взаимодействия различных участников управленческих отношений (например, взаимоотношения исполнительных органов различных субъектов РФ; взаимодействие исполнительных органов с общественными объединениями и т.п.);

з) устанавливаются необходимые ограничения и запреты, возлагаются специальные обязанности или предоставляются специальные права в сфере государственного управления (например, чрезвычайное положение, въезд и выезд из страны, таможенные и валютные правила и т.п.);

и) осуществляется охрана установленного в сфере государственного управления порядка отношений (например, общественная безопасность, дисциплинарная и административная ответственность и т.п.).

Нормативные акты управления являются одним из источников административного права, служат правовой основой для возникновения конкретных административно-правовых отношений, во сами их непосредственно не создают.

Нормативными актами решаются, таким образом, наиболее принципиальные вопросы реализации исполнительной власти. В частности, установлено, что решениям Правительства РФ, имеющим нормативный характер, отводится приоритетное значение по сравнению с решениями по оперативным и другим текущим вопросам.

Нормативные акты исполнительных органов (должностных лиц) издаются ими в случаях и пределах, определяемых их компетенцией. Практически полномочиями по их изданию наделены органы исполнительной власти всех субъектов РФ. В специально предусмотренных административно-правовыми нормами случаях нормативные акты исполнительных органов межотраслевой и отраслевой компетенции могут быть юридически обязательными для исполнения другими органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Так, приказы, постановления и инструкции Министерства здравоохранения РФ и социального обеспечения по вопросам отнесенным к его компетенции, обязательны для всех объектов независимо от их организационно-правовой формы[5]

Страницы: 1 2 3 4 5 6