Исторические этапы развития лоббизма в России

Страница 2

Резкое усиление лоббистской деятельности во многом носило спонтанный и разрозненный характер. Однако уже к концу перестройки представители институциональных групп, теневого бизнеса, кооперативов и других нарождающихся структур почувствовали потребность в объединении усилий. Большая их часть создавалась либо политическими администраторами (например, Российский союз промышленников и предпринимателей — бывшим ответственным работником ЦК КПСС А. Вольским), либо «политическими предпринимателями» типа А. Тарасова, К. Борового и К. Затулина. В дальнейшем появляются объединения, инициатива объединения которых исходит уже изнутри соответствующих секторов и отраслей (например, Российская гильдия риэлтеров). Их руководителями становятся практикующие предприниматели, имеющие свой бизнес и не собирающиеся уходить в политику.

Сегодня практически все объединения в сфере бизнеса относятся к числу политизированных, так как активно взаимодействуют с органами власти и управления. Оправдывая такое положение, президент РСПП А. Вольский утверждал: «Лоббирование принятию нужных законопроектов и решений представляет собой веками отработанный инструмент защиты интересов производства и бизнеса».

По мнению исследователей, предпосылкой успешной деятельности группы давления, действующей в сфере экономики, является наличие у нее сложной структуры, в которую входят: предприятие или группа предприятий; информационно – аналитический центр, подготавливающий обоснование, оформление конкретного интереса, программу действий по его реализации; общественная организация, способствующая вынесению группового интереса в сферу публичного внимания и принимающих решение инстанций.

Благодаря доступу прессы к информации о деятельности Федерального Собрания, общественности стали известны многие факты продвижения своих интересов индивидуальными, корпоративными, региональными лоббистами на всех этапах прохождения законопроектов (например, общеизвестная история с корректировкой Закона о рекламе).

Наиболее заметные лоббистские компании в период действия третьей Думы, действовали в процессе принятия законов об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев (страховое лобби вступило в силу 1 июля 2003г.), повышений пошлин на иномарки (организована группой владельцев российских автозаводов Мордашев, Дерипаско). Если верить страховщикам, то принятие «автогражданки» обошлось их сообществу в $5 млн. Последний транш в $1млн. был проведен в начале 2002 г. это помогло гладко пройти законопроекту через второе и третье чтение в Думе и Совете Федерации. Усилия страховщиков оказались не напрасными. По итогам 7 месяцев после принятия закона, когда еще не

все застраховались, сумма оборотов уже составила около 24 млрд. руб.

На уровне Парламента достаточно работать с главами фракций (т.к. именно они решают судьбу голосования), либо через Администрацию Президента (которая единолично определяет судьбоносные вопросы). Но эта рекомендация касается лишь больших лоббистских проектов. Если же говорить о работе с центристскими фракциями в Парламенте (Государственная Дума и Совет Федерации), следует учитывать, что на современном этапе партийные съезды являются бюрократическими парадами, и бюрократическая логика применима в работе с членами подобных партий и блоков.

Резюмируя анализ лоббизма на федеральном уровне важно помнить, что классическая форма взяток в реальности наличествует лишь на нижнем уровне государственной власти. На уровне министерств используется принцип «дружбы» чиновника с отдельным бизнесменом или бизнес –группой. Никаких взяток, только «дружба», состоящая из «услуг».

Таким образом, поймать чиновника за руку становится практически невозможным.

Он может иметь как положительные, так и отрицательные черты, которые соответствующим образом влияют на развитие общества. Черты современного российского лоббизма далеки от совершенства. Он вносит свою лепту в распространение общественных пороков: коррупции, плановости, тайного характера политики. На это вселяет и выстраиваемая Президентом РФ В.В. Путиным новая линия взаимоотношений государства и бизнеса, направленная на недопущение бесконтрольного присвоения национального богатства олигархическими группировками, на обеспечение «равноудаленности» финансовых магнатов от власти. Деятельность государственных структур (органов прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции, ФСБ, Счетной палаты), нацеленная на самые разнородные корпорации («Медиа-МОСТ», «Газпром», «ЛУКойл», «Альфа групп», ИНТЕРРОС, РАО «ЕЭС России», «АвтоВАЗ»), свидетельствует о реализации выбранной политики.

Страницы: 1 2