Непосредственная реализация права: понятие и формы
· Резолютивная часть. Содержит само правоприменительное решение.
Классификация актов применения права.
1. В зависимости от субъектов правоприменения:
a. Акты судебных органов.
b. Акты органов исполнительной власти.
c. Акты органов представительной власти.
d. Акты главы государства.
2. По функциональному признаку:
a. Регулятивные.
b. Охранительные.
3. По наименованию:
a. Указы Президента.
b. Постановления Государственной Думы.
c. Правительственные распоряжения.
d. Протесты прокурора.
e. Решения суда.
f. Протоколы и постановления административных органов.
g. Резолюции.
Требования к правоприменительным актам.
1. Соблюдение принципа законности – действия должностного лица в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, на основе правовых норм.
2. Соблюдение принципа обоснованности – всестороннее изучение материалов дела.
3. Соблюдение принципа целесообразности.
4. Соблюдение принципа справедливости – соответствие гуманистическим идеалам текущей эпохи.
Государство – это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.
Существуют различные подходы к пониманию сущности государства:
1. Теологический подход – сущность государства отождествляется с божественной волей, государство рассматривается как акт творения бога.
2. Классический подход – государство понимается как единство населения, территорий, политической и публичной власти.
3. Социологический подход – государство воспринимается как организация политической и публичной власти.
4. Легистский подход – государство воспринимается как законы о политической и публичной власти.
5. Юридический подход – государство рассматривается как правовое образование, ограниченное законом.
Признаки государства:
1. Политическая публичная власть, которая всегда расположена над обществом, отделена от него.
2. Территория
a. Сухопутная территория – часть суши в пределах государственной границы, а также острова и анклавы (часть суши, окруженная территориями других государств).
b. Водная территория: 1) внутренние национальные воды, 2) пограничные воды, 3) территориальные воды.
c. Земельные недра (глубина работ под землей не ограничена).
d. Воздушное пространство – воздушный столб над территорией государства высотой в 110 км над уровнем моря.
e. Арктическая территория (имеется только у России, США, Канады, Норвегии и Дании). Концепция «полярных секторов» - все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора соответствующего государства, а также ледяные поля, примыкающие к берегу, входят в состав государственной территории.
3. Налоги – учрежденные политической властью поборы с населения, взимаемые принудительно в установленных размерах и заранее определенные сроки.
4. Суверенитет (независимость государства), которые заключается:
a. Верховенстве государственной власти – власть государства выше власти всех других социальных организаций.
b. Универсальность государственной власти – распространение на всех лиц.
c. Прерогативы государственной власти – исключительное право носителя государственной власти отменять или признавать недействительными решения всех иных субъектов.
5. Своя система законодательства.
Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от Бога». Несмотря на свое религиозное содержание, эта теория, возникшая в древности, отражала определенные реальности, а именно: теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма и т.д.). Церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Эту теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха Ф.Аквинский.
Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из власти отца над членами его семьи. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Появилась эта теория в Греции, обоснование получила в трудах Аристотеля, Платона.
Теория общественного договора получила распространение в XVII-XVIII веках. В Англии сторонниками этой теории были Локк и Гоббс, в России – Радищев, во Франции – Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, которые утверждали, что власть принадлежит народу, и передана им монарху. Каждому человеку от рождения принадлежат естественные неотчуждаемые права, часть которым людьми добровольно передается государству для организации социального общения. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. В договорной теории государство возникает как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в естественном состоянии. Государство – это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государств. Эта теория отразила некоторые реальные процессы отдельных государств. Например, договорную практику многих землевладельцев (феодалов), городов, заключавших договор с князем.