Непосредственная реализация права: понятие и формы

Страница 2

· Резолютивная часть. Содержит само правоприменительное решение.

Классификация актов применения права.

1. В зависимости от субъектов правоприменения:

a. Акты судебных органов.

b. Акты органов исполнительной власти.

c. Акты органов представительной власти.

d. Акты главы государства.

2. По функциональному признаку:

a. Регулятивные.

b. Охранительные.

3. По наименованию:

a. Указы Президента.

b. Постановления Государственной Думы.

c. Правительственные распоряжения.

d. Протесты прокурора.

e. Решения суда.

f. Протоколы и постановления административных органов.

g. Резолюции.

Требования к правоприменительным актам.

1. Соблюдение принципа законности – действия должностного лица в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, на основе правовых норм.

2. Соблюдение принципа обоснованности – всестороннее изучение материалов дела.

3. Соблюдение принципа целесообразности.

4. Соблюдение принципа справедливости – соответствие гуманистическим идеалам текущей эпохи.

Государство – это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Существуют различные подходы к пониманию сущности государства:

1. Теологический подход – сущность государства отождествляется с божественной волей, государство рассматривается как акт творения бога.

2. Классический подход – государство понимается как единство населения, территорий, политической и публичной власти.

3. Социологический подход – государство воспринимается как организация политической и публичной власти.

4. Легистский подход – государство воспринимается как законы о политической и публичной власти.

5. Юридический подход – государство рассматривается как правовое образование, ограниченное законом.

Признаки государства:

1. Политическая публичная власть, которая всегда расположена над обществом, отделена от него.

2. Территория

a. Сухопутная территория – часть суши в пределах государственной границы, а также острова и анклавы (часть суши, окруженная территориями других государств).

b. Водная территория: 1) внутренние национальные воды, 2) пограничные воды, 3) территориальные воды.

c. Земельные недра (глубина работ под землей не ограничена).

d. Воздушное пространство – воздушный столб над территорией государства высотой в 110 км над уровнем моря.

e. Арктическая территория (имеется только у России, США, Канады, Норвегии и Дании). Концепция «полярных секторов» - все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора соответствующего государства, а также ледяные поля, примыкающие к берегу, входят в состав государственной территории.

3. Налоги – учрежденные политической властью поборы с населения, взимаемые принудительно в установленных размерах и заранее определенные сроки.

4. Суверенитет (независимость государства), которые заключается:

a. Верховенстве государственной власти – власть государства выше власти всех других социальных организаций.

b. Универсальность государственной власти – распространение на всех лиц.

c. Прерогативы государственной власти – исключительное право носителя государственной власти отменять или признавать недействительными решения всех иных субъектов.

5. Своя система законодательства.

Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от Бога». Несмотря на свое религиозное содержание, эта теория, возникшая в древности, отражала определенные реальности, а именно: теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма и т.д.). Церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Эту теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха Ф.Аквинский.

Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из власти отца над членами его семьи. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Появилась эта теория в Греции, обоснование получила в трудах Аристотеля, Платона.

Теория общественного договора получила распространение в XVII-XVIII веках. В Англии сторонниками этой теории были Локк и Гоббс, в России – Радищев, во Франции – Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, которые утверждали, что власть принадлежит народу, и передана им монарху. Каждому человеку от рождения принадлежат естественные неотчуждаемые права, часть которым людьми добровольно передается государству для организации социального общения. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. В договорной теории государство возникает как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в естественном состоянии. Государство – это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государств. Эта теория отразила некоторые реальные процессы отдельных государств. Например, договорную практику многих землевладельцев (феодалов), городов, заключавших договор с князем.

Страницы: 1 2 3