Механизм государства. Государственный аппарат

Страница 2

Ни в одну из ветвей власти не входят следующие государственные органы: прокуратура, счетная палата, в России – Президент, Центробанк, уполномоченный по правам человека.

Государственные организации – подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, пенитенциарные учреждения, милиция, полиция и т.д.).

Государственные учреждения связаны с государством на основании уставов либо иных учредительных документов, являются подразделениями механизма государства, не обладают властными полномочиями, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, образовательной и научной сферах.

Государственные предприятия обладают общей правоспособностью, не обладают властными полномочиями, осуществляют хозяйственную деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство. Целью их деятельности является извлечение прибыли, хотя зачастую они являются убыточными и требуют дотаций со стороны государства.

Управление и самоуправление в социальных системах

В соответствии с ч. 2 ст. 3 КРФ народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Управление – вертикальная структура. Самоуправление – горизонтальная структура. Посредством самоуправления население осуществляет управление общественными отношениями без участия государства. КРФ также не предусматривает представительных органов государственной власти на указанных территориальных уровнях. Вместо этого она устанавливает, что население названных территорий осуществляет свою власть через органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельны и независимы.

Черты МСУ:

· способствует тому, чтобы граждане по месту своего жительства сами непосредственно и через избираемые ими органы активно участвовали в управлении делами территории:

· отделено от государственной власти.

· Призвано для разрешения вопросов местного значения.

· наделяется экономической и финансовой базой, прежде всего, имеет свою муниципальную собственность и самостоятельно формируемый местный бюджет;

· может осуществлять и отдельные государственные полномочия по поручению государства, но тогда оно наделяется дополнительными средствами.

· самостоятельно от государства в пределах своих прав. гарантированно от произвольного вмешательства государственных органов в свою деятельность и необоснованной отмены актов.

· пользуется поддержкой государства.

· Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

· МСУ зависимо от административно-территориального деления, как правило, сложившегося исторически.

Система местного самоуправления включает три элемента:

1) местную администрацию;

2) местные референдумы, собрания, сходы и иные формы непосредственной демократии;

3) органы территориального общественного самоуправления.

Экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность. Экономические, правовые и организационные вопросы управления муниципальной собственностью регулируются только законом. В компетенцию органов местного самоуправления входит: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; охрана общественного порядка; иные вопросы местного значения. ТОС – территориальное общественное самоуправление (управдом, уличком, садоводческие кооперативы и т.д.). Функциональное самоуправление – функции публичного образования осуществляют совершенно другие лица – дружинники, товарищеские суды. В наши дни Территориальное общественное самоуправление и функциональное самоуправление в России не развито на официальном уровне.

Страницы: 1 2