Налог на недвижимость

Страница 1

Изменения, появившиеся в отдельных статьях Закона о налоге на недвижимость в определенной части совпадают по содержанию и основаниям введения с теми, что предусмотрены для исчисления и уплаты платежей за землю, в связи с чем их комментарий не приводится. Данные изменения касаются порядка исчисления и сроков уплаты налога в бюджет, в том числе при возникновении, изменении или утрате у организаций права на льготу в течение года. В то же время ревизии подверглись и иные структурные элементы упомянутого закона, не свойственные для Закона о платежах за землю. Остановимся на них более подробно.

В новой редакции изложена ст.2 Закона о налоге на недвижимость, в которой сгруппированы нормы, определяющие объект налогообложения. По сути данные изменения касаются разграничения юридических понятий объекта налогообложения и налоговой базы, которые в прежней редакции статьи отсутствовали. Понятие налоговой базы было полностью поглощено определением объекта налогообложения. Новая редакция ст.2 признает объектом обложения налогом на недвижимость здания и сооружения, в том числе незавершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций, тем самым исключая из объекта налогообложения иные основные средства. Как и прежде объектом налогообложения для физических лиц являются здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, к которым относятся жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки, принадлежащие им. Индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога в отношении взятых ими в аренду (лизинг) зданий и сооружений. Налоговой базой признана стоимость объектов налогообложения. Поскольку законодательство Республики Беларусь по налогообложению очень часто оперирует такими понятиями как здания и сооружения, но их юридическому наполнению не уделялось достаточного внимания, как правило, в спорных ситуациях налоговые органы прибегали к строительной документации, содержащей эту терминологии. Учитывая ее специфичность, такой порядок также не в полной мере мог отвечать целям уплаты налогов. В связи с этим в ст.2 Закона о налоге на недвижимость введены определения здания и сооружения, которые должны использоваться для налоговых целей.

В связи с уточнением объекта налогообложения для исчисления и уплаты налога на недвижимость организациями, пересмотрено содержание отдельных положений ст.4 Закона о налоге на недвижимость, в которой перечислены льготы по налогу. Понятие “основные средства” заменено на понятие “здания и сооружения”. Помимо редакционных изменений данная глава имеет и более существенные перемены. Из категории льготируемых объектов налогообложения исключены основные средства учреждений образования потребительской кооперации, Национального банка Республики Беларусь, а также финансируемых из республиканского или местных бюджетов высших, средних специальных и средних учебных заведений, имеющих статус учреждений системы образования, основные средства религиозных организаций, не относящиеся к культовым зданиям. Льгота по объектам сельскохозяйственного назначения будет применяться только в отношении зданий и сооружений, используемых организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыболовства и пчеловодства. Иные основные средства сельскохозяйственного назначения используемые в предпринимательской деятельности колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств и прочих организаций не участвуют в налогообложении не в связи с льготой по налогообложению, а в связи и их исключением из налогооблагаемой базы. Аналогичный порядок применения льгот по налогу предусмотрен для зданий и сооружений государственного и мобилизационного материальных резервов. Перечень объектов налогообложения, в отношении которых предусмотрена льгота в виде освобождения плательщика от уплаты налога на недвижимость, расширен.

Не будут облагаться налогом на недвижимость:

– здания и сооружения (объекты общего пользования) садоводческих товариществ, приобретенные (созданные) за счет взносов их членов, а также в процессе осуществления своей деятельности;

– объекты придорожного сервиса в течение 2-х лет с даты ввода их в эксплуатацию.

Под объектами придорожного сервиса только для целей данной льготы понимаются здания, сооружения, расположенные на придорожной полосе республиканских автомобильных дорог и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки).

Страницы: 1 2 3