Правотворчество: понятие, виды, принципы

Понятие дается в узком и широком смысле слова.

В широком: это завершающая стадия процесса правообразования, форма объективизации норм.

В узком смысле: это процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирование и принятие НПА уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.

Черты правотворчества:

1) Включает в себя познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих правовую регламентацию или требующих ее;

2) Предполагает наделение гос. органа или иного субъекта соответствующими полномочиями;

3) Выражается в создании НПА в строго определенной форме;

4) Осуществляется в рамках определенных процедур;

5) Носит творческий, созидательный характер.

Факторы, определяющие процесс правотворчества.

1) Предмет правового регулирования и его пределы;

2) Позиции участников правотворческой деятельности, их цели и интересы;

3) Собственно юридические факторы (юр. техника, степень разработанности законодательства, наличие правовых традиций, уровень правосознания и правопорядка).

Виды:

По субъектам:

1) правотворческая деят-ть полномочных гос. органов;

2) правотворчество отдельных должностных лиц;

3) непосредственное правотворчество народа;

4) правотворчество органов МСУ;

5) локальное правотворчество;

6) правотворчество общественных организаций.

В зависимости от значимости:

1) Законотворчество – правотворчество высших представительных органов;

2) Делегированное – правотворчество органов исполнительной власти, осуществляемое по прямому поручению высшего представительного органа.

В зависимости от способа:

1) Делегированное – предварительное наделение правотворческими полномочиями;

2) Санкционированное – последующее одобрение правотворческой деятельности.

Принципы:

1) демократизм – выражается в обязательном выявлении и выражении в нормах права воли и интересов народа. Характеризуется степенью участия граждан в правотворчестве;

2) законность – выражается в соблюдении процедуры и компетентности соблюдения актов;

3) научность – выражается в обосновании фактов, учете доктринальных, социологических данных, прогнозе последствий действия принятых актов;

4) своевременность – выражается в правильном определении времени подготовки и принятия актов, учете степени зрелости регулируемых общественных отношений;

5) профессионализм – выражается в компетентности, юридической и общей грамотности лиц, осуществляющих подготовку и принятие НПА;

6) исполнимость – выражается в учете финансовых возможностей, организации юр.условий, наличие которых необходимо для обеспечения действия норм;

7) планирование – выражается в четком распределении правотворческой работы по предмету, этапам, времени;

8) дифференциация правотворческой компетенции – выражается в правильном и точном определении полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и объема их полномочий;

9) гласность – выражается в открытости правотворческого процесса для широкой общественности, доступном обмене информацией.