Правотворчество: понятие, виды, принципы
Понятие дается в узком и широком смысле слова.
В широком: это завершающая стадия процесса правообразования, форма объективизации норм.
В узком смысле: это процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирование и принятие НПА уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.
Черты правотворчества:
1) Включает в себя познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих правовую регламентацию или требующих ее;
2) Предполагает наделение гос. органа или иного субъекта соответствующими полномочиями;
3) Выражается в создании НПА в строго определенной форме;
4) Осуществляется в рамках определенных процедур;
5) Носит творческий, созидательный характер.
Факторы, определяющие процесс правотворчества.
1) Предмет правового регулирования и его пределы;
2) Позиции участников правотворческой деятельности, их цели и интересы;
3) Собственно юридические факторы (юр. техника, степень разработанности законодательства, наличие правовых традиций, уровень правосознания и правопорядка).
Виды:
По субъектам:
1) правотворческая деят-ть полномочных гос. органов;
2) правотворчество отдельных должностных лиц;
3) непосредственное правотворчество народа;
4) правотворчество органов МСУ;
5) локальное правотворчество;
6) правотворчество общественных организаций.
В зависимости от значимости:
1) Законотворчество – правотворчество высших представительных органов;
2) Делегированное – правотворчество органов исполнительной власти, осуществляемое по прямому поручению высшего представительного органа.
В зависимости от способа:
1) Делегированное – предварительное наделение правотворческими полномочиями;
2) Санкционированное – последующее одобрение правотворческой деятельности.
Принципы:
1) демократизм – выражается в обязательном выявлении и выражении в нормах права воли и интересов народа. Характеризуется степенью участия граждан в правотворчестве;
2) законность – выражается в соблюдении процедуры и компетентности соблюдения актов;
3) научность – выражается в обосновании фактов, учете доктринальных, социологических данных, прогнозе последствий действия принятых актов;
4) своевременность – выражается в правильном определении времени подготовки и принятия актов, учете степени зрелости регулируемых общественных отношений;
5) профессионализм – выражается в компетентности, юридической и общей грамотности лиц, осуществляющих подготовку и принятие НПА;
6) исполнимость – выражается в учете финансовых возможностей, организации юр.условий, наличие которых необходимо для обеспечения действия норм;
7) планирование – выражается в четком распределении правотворческой работы по предмету, этапам, времени;
8) дифференциация правотворческой компетенции – выражается в правильном и точном определении полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и объема их полномочий;
9) гласность – выражается в открытости правотворческого процесса для широкой общественности, доступном обмене информацией.