Социальное регулирование: понятие, формы. Право в системе социальных норм
Соц. регулирование – процесс воздействия гос-ва и др. участников на обществ. отношения, т.е. цель - упорядочить отношения, установить единообразие прав и обязанностей сторон, единообразие ответственности. Осуществляется посредством социальных норм.
Норма - руководящее начало, правило поведен, связ. с волей и сознанием человека, возник в процессе культ. развития и соц. организации общ-ва. Все нормы, существ. в обществе, подраздел. на социальные и технические (используемые для создания продуктов производства).
Соц. норма – это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамичная система соц. норм явл. необходимым условием жизни общества, средством обществ. управления, организации и функционирования гос-ва, обеспечения согласованного взаимодействия людей.
Черты соц. норм: объективность; социальность (отношения м/у людьми); нормативность (типовые, неограниченные действия и круг адресатов); общеобязательность; процедурность; санкционированность (одобрение обществом); системность.
Виды:
1. Политические:
1) по поводу формирования и использования гос. власти;
2) выражаются в программе, манифесте, декларации, в конституции, программе партий;
3) формируют в общественном сознании на основе полит. представлений, принципов, оценок, ценност. ориентаций;
4) механизм реализации этих норм зачастую связан с силовыми нормами.
2. Моральные нормы:
1) правила поведения людей, мотивы поступков, суждений;
2) затрагивает все сферы обществ. жизни – труд, быт, семью, политику, междунар. отношения и т.д.;
3) основывается на принципах межличностных отношений (справедливость, честность, порядочность);
4) обеспечивается силой обществ. мнения;
5) структура морали неоднородна;
6) не имеют офиц. форм выражения;
7) содержаться в общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок.
И мораль, и право в идеале должны отражать взгляды и представления всего общества, м/у ними не д. б. противоречий, если возникают, д. б. устранены путем изменения правовых норм, т. е. в пользу морали.
3. Корпоративные нормы:
1) принятие в обществ. орг-циях, трудовых коллективах, учебных учреждениях, предпринимательских союзах;
2) выражаются в уставах объединений, учреждений, в положениях, др. актах;
3) правила организационного характера, закрепляют порядок формирования, построения, функц-ния обществ. орг-ций, а также права, обяз-ти, отв-ть, взаимоотношения членов этих орг-ций;
4) имеют четко выражен. представ.-обязывающ. характер;
5) использование обеспечивается самими общественными организациями.
4. Обычные нормы:
А) Обычаи - не связаны с моралью и привычкой:
1) правило поведения, сложившееся в быту, в семейн. и иных отношениях;
2) вошло в привычку в рез-те многократного применения, на протяжении длител. времени;
3) устойчивы;
4) обеспечиваются поведенческой привычкой.
Б) Традиции:
1) являются разновидностью обычных норм, но они менее связаны с привычками, эмоциями нежели обычай;
2) в них большую роль играют разумные, рациональные факторы;
3) в большей мере опираются на поддержку общест. мнения и выражаются в стремлении людей сохранить опред. идеи, ценности, полезн. формы поведения.
В) Ритуалы – обычные нормы, регламентирующие обрядовые действия, как достаточно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах.
Г) Делов. обыкновения – обычные нормы, выработанные в процессе деятельности органов гос-ва, в деловой (коммерческой, хозяйственной) деятельности и действующие в единстве с юрид. нормами.
5. Религ. нормы:
1) регулирование поведения осущ-ся, как правило, через институт церкви;