Уголовное право

В годы войны возникла проблема увеличение всех видов преступлений, борьба с которыми имела большое значение для решения и основной задачи - разгрома врага. Действовали довоенные нормы уголовного права, но появились и новые, вызванные военной обстановкой. Так, распространение ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекли по закону более тяжкие наказания. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. гласил, что за разглашение государственной тайны или утрату документов, содержавших государственную тайну, виновные должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица - до 3 лет. Был издан ряд нормативных актов по усилению наказания за хищение социалистической собственности. Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке, в это время усиливалась и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Широко применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.

Появляется общая тенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного Кодекса (о спекуляциях, хищениях и др.). Для уголовного права характерно более использование принципа аналогии и возмездия как одной из целей наказания.

В 1943 г. 2 мая была введена уголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформирова­нию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943г. вводились новые виды наказаний в советское уголовное право - смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. В это время было проведено ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеяний собирала материалы об этих преступлениях и подготавливала следственные данные для процессов, проводившихся в СССР, а также для Международного военного трибунала.

Советское государство правовым регулированием добивалась скорейшей победы над врагом. Изменения в праве были направлены на помощь и поддержку военнослужащих и их семей, решение проблема беспризорности, материальное стимулирование рождаемости и воспитания детей как своих, так и усыновлённых, укрепление брачных отношений, обеспечение продовольствием и сырьём советского народа, фронта, промышленности, решение проблемы повышения преступности и т.д. Гражданским свободе и праву пришлось иступить интересам государства в победе над врагом, законы, принятые военными начальниками, не подвергались обсуждения и выполнялись беспрекословно. Такие меры частичного решения свободы можно оправдать сложными обстоятельствами военного времени.

В результате прочитанного был освоен материал по изменению советского права, преобразования в правотворческой деятельности. Изучено насколько трудоёмкая была проведена работа в законодательных органах за время Великой Отечественной войны. Много было положительных моментов в действие советских войск, но были и с точки зрения современного гуманного человека чересчур жесткие меры. После начала войны государственные структуры, не растерявшись от внезапного молниеносного нападения врага, проявили необычайную мобильность в решение вопросов поднятие всего советского народа во благо фронта. В минимальные сроки государственный аппарат разработал огромную по масштабам программу.

Для ускорения отражения нападения врага были существенно расширены права военного командования, так военным давалась как законодательная, так и исполнительная функция. Созданные военные трибуналы обвиняли за малейший проступок, за подозрительные действия, не попадающие под интересы советского государства. Решение военных трибуналов были практически неоспоримы, и зачастую суровый приговор приводился на месте без необходимого расследования. Жестокие меры советского правительства ярко показывают приказы 270 и 227, по которым каждый попавший плен военнослужащий Красной Армии объявлялся предателем, даже если это случилось по вине командования, и организовывались штрафные батальоны, расстрелявшие всех отступающих во время сражения. Такие твёрдые меры можно объяснить только тяжёлыми условиями военного времени.

Советское социалистическое право стало серьёзным вектором, направившем всю деятельность государственных организаций, предприятий, учреждений, поведение граждан на победу в войне. Огромную роль сыграло право в выполнение функций государства: обороны страны от внешних врагов, социальная стабильность, осуществление хозяйство - организаторской (экономической) и культурно - воспитательной деятельности.