Тактика доставления лиц, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков

Страница 2

Выбирая пути пешего следования, сотрудникам милиции при доставлении правонарушителя следует избегать многолюдных общественных мест, чтобы затруднить возможность скрыться, попытку знакомых, родственников или иных лиц освободить доставляемого. Перед началом движения нарушителя необходимо предупредить об административной (уголовной) ответственности за злостное неповиновение законным распоряжениям сотрудника милиции или оказание ему сопротивления при исполнении служебных обязанностей.

Лица, производящие доставление нарушителя, должны принимать необходимые меры, исключающие причинение вреда его здоровью, обеспечивающие сохранность имеющихся при нем вещей, личных документов и ценностей. Во время доставления следует вести постоянное наблюдение за состоянием и поведением доставляемых. При появлении у кого-либо из них резкого ухудшения состояния здоровья к месту нахождения вызывается скорая медицинская помощь либо больной передается в ближайшее лечебное учреждение органов здравоохранения, о чем незамедлительно ставится в известность оперативный дежурный горрайлиноргана внутренних дел.

Доставление нарушителей общественного порядка зачастую связано с использованием транспортных средств. Лучше всего применять для этих целей специально оборудованные закрытые автомобили или автобусы. В легковой автомашине можно перевозить одного задержанного, поместив его на заднем сидении между двумя сотрудниками.

Особенности доставления некоторых категорий правонарушителей. На практике значительные трудности вызывает доставление лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Это связано в первую очередь с тем, что степень опьянения определяется работниками милиции визуально, при отсутствии четких, законодательно определенных критериев отграничения состояний алкогольного и наркотического опьянения.

При обнаружении лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, находящихся в бессознательном состоянии или имеющих явные признаки телесных повреждений, запрещено их доставление в дежурную часть и в медицинский вытрезвитель. В этом случае необходимо вызвать на место обнаружения скорую медицинскую помощь, доложить о случившемся оперативному дежурному органа внутренних дел и действовать по его указанию.

Осуществляя задержание или доставление наркоманов, необходимо достаточно осторожно подходить к вопросам применения силы в процессе осуществления указанных мер процессуального обеспечения. Возможность применения приемов самбо, наручников, иных специальных средств по смыслу законодательства возможна в исключительных случаях при оказании ими неповиновения или сопротивления.

Административное задержание предусмотрено ст.27.3. КоАП РФ как "кратковременное ограничение свободы физического лица". В связи с этим необходимо установить срок административного задержания с момента фактического пресечения противоправного деяния, когда нарушитель ограничивается в некоторых правах (свобода передвижения). По своей сути задержание остро затрагивает честь и достоинство гражданина, оказывает сильное психическое воздействие. Это обусловливает необходимость четкого нормативного регулирования оснований и порядка производства задержания. Но правового акта, который бы устанавливал все возможные основания, сроки, исчерпывающий перечень органов и должностных лиц, которым предоставлено право производить задержание, и основные правила применения этой меры, к сожалению, нет. Позитивным шагом в этой связи является издание министром внутренних дел приказа №803 от 21 августа 2002 г. В приложении №2 устанавливается перечень должностных лиц органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России, уполномоченных осуществлять административное задержание. По смыслу данного приказа и с учетом положений ст.23.3, 28.3. КоАП РФ осуществлять административное задержание лиц совершивших правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков могут сотрудники органов внутренних дел. Однако речь ведется о милицейских чинах, которые в силу должностного положения фактически не могут осуществлять административное задержание (начальники управлений, отделов, отделений внутренних дел, начальники дежурных смен и т.д.). Указанные должностные лица вправе составлять протокол об административном задержании граждан, а право производить задержание необходимо предоставить милиционерам ППС, сотрудникам ГБР и другим сотрудникам, непосредственно выявляющим факты незаконного оборота наркотиков. Особая роль отводиться деятельности участковых уполномоченных милиции. Они вправе осуществлять административное задержание при выявлении любых административных правонарушений лишь в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по данным правонарушениям.

Страницы: 1 2 3 4