Место рассматриваемых мер в системе мер административного принуждения и их роль в административной практике

Страница 1

Меры административного принуждения, взятые в единстве и взаимосвязях друг с другом, образуют целостную систему, состоящую из нескольких обособленных групп (видов). Административно-правовой наукой в начале 1960-х годов была разработана классификация этих мер, в основу которой был положен способ охраны общественного порядка. В соответствии с этим выделялись три группы: административно-предупредительные, меры административного пресечения и административные взыскания. Такая классификация была поддержана многими учеными-административистами.

Развитие правоприменительной практики и совершенствование административного законодательства не могли не отразиться на характере и содержании мер административного воздействия, что, в свою очередь, вызвало видоизменение их системы. Некоторые меры выходят за рамки упомянутой трехчленной классификации, приобретая закрепленные в законе обеспечительные свойства.

В рамках настоящей работы можно лишь в общих чертах наметить подход к классификации мер административного воздействия, положив в ее основу такие их признаки, как социальное назначение и функциональные особенности.

Социальное назначение выражает общую социально-правовую направленность этих мер. Оно обусловлено своеобразием административно-правовой охраны общественного порядка, которая включает в себя деятельность, направленную, во-первых, на борьбу с конкретными административными правонарушениями и, во-вторых, на защиту данной сферы общественных отношений от любых посягательств, независимо от их отраслевого характера, т.е. как административных, так и уголовных.

Второй из названных признаков выражается в специфических особенностях содержания данных мер, предопределяемых выполняемыми ими функциями и той ролью, которую они играют в решении конкретных задач правоохранительной деятельности. К ним относятся предупреждение правонарушений, их пресечение, установление всех обстоятельств дела, привлечение виновных к ответственности и другие.

Соединение двух рассмотренных признаков позволяет выделить четыре группы мер: административно-предупредительные меры, административно-пресекающего характера, меры административной ответственности и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

К первой группе относятся: официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения, изъятие огнестрельного оружия у лиц, систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, психически больных, таможенный досмотр, досмотр ручной клади и багажа, а также личный досмотр пассажиров в аэропортах и некоторые иные. Их общей целью является предупреждение различного рода деяний, опасных для жизни и здоровья людей, для интересов общества в целом. Они не связаны с совершением конкретных правонарушений.

Ко второй группе относятся: требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия и т.д. Их целью является прекращение любых посягательств на установленный правопорядок независимо от характера деяния, которое может быть и преступлением и административным проступком или только содержащим признаки общественно опасного деяния, но не влекущим юридической ответственности (например, если лицо, совершившее его, не достигло 16-летнего возраста).

Страницы: 1 2