Развитие института приемной семьи в Чувашской Республике

Страница 3

В республике, в одной из первых в Российской Федерации, безработные женщины и выпускницы образовательных учреждений уже с 1998 года получают пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ими 1,5 лет.

Ведется последовательная работа по выводу из трудной жизненной ситуации семей, находящихся в социально опасном положении. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики утверждены порядок учета таких семей, система их реабилитации.

Опека и попечительство являются самыми распространенными формами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время более 2,3 тысяч детей указанной категории воспитывается опекунами и попечителями, 717 детей воспитывается в приемных семьях, из них 66 обрели приемных родителей в 2009 году.

На базе Чебоксарского детского дома создан Центр сопровождения замещающих семей, что способствует расширению возможностей помещения ребенка в замещающую семью, профессионального подбора, отбора, психолого-педагогической подготовки кандидатов в приемные родители, осуществления контроля условий жизни ребенка в замещающей семье. Работа по подготовке приемных родителей к воспитанию детей, а также сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жизнеустроенных в семьи, ведется и учреждениями социального обслуживания семьи и детей.

В целях повышения статуса семьи в обществе, утверждения приоритета семейного воспитания детей и здорового образа жизни ежегодно проводятся республиканский конкурс «Семья Года» и слет трудовых династий. За заслуги в воспитании детей и укреплении семейных традиций в республике многодетные родители награждаются государственными наградами Российской Федерации и Чувашской Республики. Доброй традицией стало чествование долгожителей - юбиляров, семейных пар, проживших совместно 50 лет, 60 лет и т.д.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей принимают активное участие и в российских конкурсах проектов (программ), направленных на поддержку семей и детей. В 2009 г. по итогам конкурсов, проводимых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданным при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, победителями стали проект «Колыбель надежды» РГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ленинского района г.Чебоксары» Минздравсоцразвития Чувашской Республики в номинации «Никому не отдам», направление «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» подпрограммы «Дети и семья» республиканской целевой программы «Дети Чувашии» на 2007-2011 годы - в номинации «Не оступись!».

В настоящее время 484 ребенка воспитывается в 295 приемных семьях. Особенно активно институт приемных семей развивается в Красночетайском, Цивильском, Урмарском, Красноармейском, Ядринском районах республики.

Специалисты министерства отмечают, что сейчас уже можно говорить о наметившейся в республике практике создания приемных семей в пределах муниципального образования. Если в предыдущие годы граждане обращались в органы опеки и попечительства с просьбой "подобрать" им ребенка из детского дома, то сейчас они берут на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, которых знают, проживающих в своем микрорайоне, в своей или соседней деревне. Немало среди приемных родителей педагогов: более 40 приемных семей - это семьи педагогов. К примеру, в Ядринском районе в прошлом году три учителя (Людмила Сапожникова, Наталия Албутова, Марина Михайлова) взяли на воспитание по два приемных ребенка, в г. Чебоксары Руфина Герасимова - троих детей. Такие же примеры можно найти в Шумерлинском, Чебоксарском, Вурнарском, Ибресинском, Цивильском, Моргаушском районах. Среди приемных родителей много тех, кто уже вырастил и успешно воспитал двух, трех, четырех и даже пятерых своих детей.

Преимущественно, детей на воспитание берут сельские жители - 85%. И здесь несколько причин, поясняют эксперты. Во-первых, многодетная семья традиционна для сельской местности, и сельчане, действуя по старой поговорке "где двое, там и трое", не испытывают внутреннего страха перед увеличением количества членов своей семьи. Во-вторых, вопрос "Чем бы занять детей?" в сельской местности отпадает сам собой. День жителей деревни расписан по часам, и у каждого члена семьи есть свои обязанности по хозяйству, есть земля, которая требует заботы и ухода и не терпит лени и равнодушия. Приемные дети в семье сельчан - это не только "дополнительный рот", но и "дополнительные руки". В совместном труде, ежедневных заботах дети учатся трудиться, заботиться о других, общаться. Кроме того, жизнь сельчан проходит в тесном взаимодействии с соседями, на виду друг у друга. Как правило, здесь нет деления на "своих" и "чужих", соответственно, у родителей нет озабоченности, что приемный сын или дочь "попадут не в ту компанию". И, наконец, сельчане острее ощущают уход своих повзрослевших детей из "родительского гнезда", и те, кто чувствует себя одиноко в опустевшем доме, часто принимает решение взять на воспитание приемного ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6