Основные направления по улучшению выр0ботки и принятия решений в системе муниципального управления

Страница 4

На третьем этапе проводится сравнение полученных результатов с заданными стандартами или показателями: здесь проявляется зависимость контроля от решения, так как само решение становится эталоном для проверки. Если цели, намеченные принятого решения измеримы, однозначны и понятны, то контроль осуществляется сравнительно легко.

Заключительный этап процесса проверки — проведение корректировки деятельности организации по результатам контроля, т.е. регулирование.

Регулирование обычно рассматривается в трех аспектах.

1. Сохранение текущего состояния. Это возможно в том случае, когда полученные в ходе проверки данные свидетельствуют о достижении намеченных решением результатов, и наиболее приемлемой для организации реакцией на результате контроля является- поддержание status quo.

2. Внесение изменений в функционирование объекта проверки. Основное содержание этой корректировки сводится к приведению в соответствие контролируемых параметров с принятым решением. При этом анализируются и устраняются причины, вызвавшие подобные отклонения. Например, выясняются и устраняются причины невыполнения заданий по объему розничного товарооборота в магазине, причины жалоб покупателей или снижения спроса на определенный ассортимент товаров и т.п.

3. Трансформация эталонов. Это изменение самих стандартов и показателей, заданных управленческим решением по результатам контроля.

В настоящее время широкое распространение за рубежом получает управление по отклонениям. Суть этого управления в том, что цели организации (предприятия), содержащиеся в планах, получают отражение в системе норм и нормативов, подлежащих контролю. Отклонения от этих норм и нормативов, выявленные в результате контроля, становятся основой для принятия решений. При этом, если отклонения от норм и нормативов незначительны, то коррективы в работу организации (предприятия) обычно не вносятся. Если же отклонения серьезны, то они вызывают пристальное внимание и после соответствующего изучения и анализа причин отклонения руководство принимает определенное решение. Таким образом, менеджер может делегировать ряд своих полномочий исполнителям и наблюдать за их действиями, вмешиваясь лишь в критических ситуациях.

Такое управление позволяет, с одной стороны, руководителю более рационально использовать свое время и сосредоточиться на решении стратегических задач, с другой — открывает простор для самостоятельности и творчества подчиненных. Однако управление по отклонениям имеет рад недостатков. Прежде всего, оно культивирует формализованный подход к управлению у администрации и персонала. Кроме того, управление по отклонениям требует создания специальной системы учета отклонений, что приводит к бюрократизации управления. И наконец, игнорирование незначительных на первый взгляд отклонений может иметь весьма неблагоприятные последствия в будущем.

Кроме того, при разработке управленческого решения не малую роль играет информационное обеспечение.

Регион представляет собой сложную социально-экономическую систему и, с точки зрения реализации регулятивных функций, региональные органы власти при принятии решений в каждой конкретной сфере развития должны владеть информацией о состоянии всего множества связанных сфер, включая нормативные ограничения и пределы ресурсных возможностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6