Этапы процесса принятия решения
Процесс решения включает три основные фазы: подготовку, принятие и организацию выполнения. Каждая из этих фаз разбивается на определенные процессы.
Фаза подготовки управленческого решения подразделяется на следующие этапы: уяснение проблемы, анализ исходной ситуации, постановка задачи, разработка вариантов решения.
На этапе уяснения проблемы необходимо четко представить желаемую ситуацию и трудности, которые связаны с ее достижением. При этом важно ясно определить, что можно сделать для решения проблемы внутри системы, что и в какой степени зависит от окружающей среды.
Следующий этап предполагает анализ исходной ситуации, т.е. анализируют потенциал организации и состояние окружающей среды на момент принятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или получения желаемого результата.
Постановка задачи — действие, в ходе которого конечную цель подразделяют на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные с конечной целью. При этом особенно важно, чтобы задачи имели количественную определенность и определенную последовательность решения.
Разработка вариантов решения — заключительный этап фазы подготовки управленческого решения. Основное его содержание заключается в предложении различных вариантов решения поставленных задач. К разработке вариантов решения привлекают специалистов. Количество предлагаемых вариантов может быть различным, но каждый вариант должен содержать четкую формулировку задачи, основные этапы ее решения по времени и данные о необходимых ресурсах (материальных, трудовых, финансовых), а также возможные последствия осуществления данного варианта.
Фаза принятия решения включает анализ предлагаемых вариантов и выбор из них оптимального.
Анализ предлагаемых вариантов решения осуществляется обычно руководителем совместно со специалистами и предполагает: во- первых, выбор критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого варианта; во-вторых, сопоставление принятых критериев с возможными результатами по каждому варианту. В ряде случаев, когда задача может быть формализована, важно правильно построить математическую модель и с се помощью выбрать оптимальный вариант решения.
Выбор оптимального варианта осуществляется обычно руководитель по результатам анализа предложенных вариантов. Оптимальный вариант - это лучший вариант в данных условиях по заданному критерию.
Однако на практике любой из вариантов может иметь не одну, а несколько целей, каждой из которых соответствуют свои критерии оптимальности [10].
Поэтому на данном этапе обычно широко применяются приемы системного анализа. Системный анализ позволяет сопоставить и оценить возможные варианты достижения поставленных целей. Обязательным условием выбора варианта решения является комплексный учет его возможных положительных и отрицательных последствий.
Характерными признаками системного анализа являются:
- учет возможного влияния принимаемого решения на все остальные элементы системы;
- проведение анализа от общего к частному, т.е. сначала оцениваются возможные последствия принимаемого решения для организации в целом, а затем для отдельных ее элементов;
- первостепенная оценка влияния принимаемого решения на ключевые показатели функционирования организации;
- выделение областей, где принимаются логические суждения, и определение возможных результатов по каждому из вариантов решения.
Выбор оптимального варианта решения утверждает руководитель. Решение формулируется и документально оформляется, фиксируется (подписывается) руководителем, после чего задания доводятся до
непосредственных исполнителей, т.е. осуществляется организация исполнения.
Фаза организации выполнения решения является заключительной. Она предполагает доведение заданий до исполнителей, формирование и исполнение организационного плана, и организацию контроля.