Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан
Законодательством субъектов Российской Федерации устанавливаются и определенные особенности рассмотрения некоторых видов обращений граждан.
Для объективности и полноты рассмотрения обращений граждан органы и должностные лица могут принимать решение о проверках и целесообразности привлечения к их проведению тех или иных специалистов. По окончании проверок обратившимся гражданам, а в случае проверок по жалобам и лицам, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются, по их требованию предоставляется возможность ознакомиться с материалами проверки в той мере, в которой это не затрагивает прав других граждан и не противоречит законодательству Российской Федерации и ее субъекта.
Законодательством, как правило, устанавливается и перечень прав, предоставленных гражданам при рассмотрении их обращений, а именно:
лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;
знакомиться с итоговыми материалами изучения обращений и проверок по ним;
представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающим обращение;
требовать получения в установленный срок письменного ответа о результатах рассмотрения обращения;
обжаловать принятое решение;
пользоваться услугами представителя или адвоката;
осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъекта.
При этом государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, их руководители и другие должностные лица в пределах своей компетенции обязаны:
в установленном порядке вести регистрацию обращений;
объективно, всесторонне и своевременно проверять обращения;
отменять или изменять не соответствующие законам или установленным фактам решения, давать необходимые указания и принимать меры к их исполнению, а также пресекать неправомерные действия;
обеспечивать восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов, реальное исполнение принятых решений, а также мер предотвращения нарушений законности;
письменно сообщать автору письменного обращения о результатах рассмотрения и существе принятого решения, давать ответ на доводы, ссылаясь на нормативные акты, на основании которых принято решение, в необходимых случаях разъяснять порядок обжалования, возвращать принадлежащие заявителю документы.
На примере рассмотрения данного производства можно отметить положительные тенденции формирования и развития законодательства в субъектах Российской Федерации, регулирующего рассматриваемые правоотношения, несмотря на отсутствие, до определенного момента, регулирования подобных правоотношений с позиции федерального законодательства.