Право граждан на обращение

Конституционной основой права на обращение выступает ст. 33 Конституции, в соответствии с которой, российские граждане имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направлять индивидуальное либо коллективное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституционное право граждан на обращение конкретизируется в ряде законодательных актов. Так, ст. 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет обязанность должностных лиц органов местного самоуправления «дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца».

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан.

Каждый гражданин или группа граждан имеет право обратиться лично либо через своего законного представителя только к должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления; из данного списка исключены такие субъекты рассмотрения обращений, как коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, руководители предприятий, учреждений и общественных объединений, в чью компетенцию входит решение поставленных в обращениях вопросов. Представляется, что этот пробел можно ликвидировать путем либо внесения дополнений в Закон, либо путем принятия названными субъектами их собственных локальных актов, регулирующих процедуру рассмотрения обращений, основанных на положениях комментируемого Закона.

Свободная реализация гражданами права на обращения непосредственно связана со ст. 29 Конституции РФ, закрепляющей гарантии свободы мысли и слова.

Мышление и мысль как его результат, продукт - естественное и неотъемлемое свойство человека, связанное с процессом постановки и решения им практических и теоретических вопросов. Мысль не может быть несвободной. Конституционное же закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью.

Свобода слова может быть реализована только в условиях демократического режима, который заинтересован в проявлении многообразия мнений по различным вопросам жизнедеятельности общества и государства.

Четкое определение законом пределов субъективного права гражданина необходимо для того, чтобы последний знал рамки дозволенного поведения и не вторгался в пределы законных интересов других лиц, общества и государства. Только при соблюдении данного условия все граждане могут беспрепятственно осуществлять свои права и свободы.

Российская Конституция (ч. 3 ст. 55) констатирует, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты . прав и законных интересов других лиц».

Обеспечивая всеобщую доступность права на обращение, ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ определяет, что все виды обращений, установленные данным Законом, т.е. заявления, предложения и жалобы граждан, рассматриваются компетентными государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами на бесплатной основе.