Органы исполнительной власти

Согласно Конституции испол­нительную власть Российской Федерации осуществляет Прави­тельство России. Оно состоит из Председателя Правитель­ства и заместителей Председателя Правительства и федеральных мини­стров. Деятельность его регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997 г.

Правительство РФ:

Ø разрабатывает и представляет Государ­ственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его испол­нение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

Ø обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансо­вой, кредитной и денежной политики;

Ø обеспе­чивает проведение единой государственной политики в об­ласти культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Ø осуществляет управление федераль­ной собственностью;

Ø проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней по­литики Российской Федера­ции;

Ø проводит меры по обеспече­нию законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступ­ностью;

Ø реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, фе­де­ральными законами, указами Президента.

Деятельность Правительства осуществляется посредством функциониро­вания работающих под его руководством различ­ных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

1) федеральные министерства (по атомной энергии, внешних эко­номиче­ских связей, внутренних дел, иностранных дел, культуры. общего и профессио­нального образования, природных ресурсов-путей сообщения, связи, сельского хозяйства и продовольствия, финансов, экономики и др.); 2) государственные комитеты РФ (по антимонопольной политике и поддержке новых экономичес­ких структур, управлению государственным имуществом Выс­ший аттестаци­онный комитет, по делам молодежи, по физичес­кой культуре и туризму, зе­мельным ресурсам и землеустройству, кинематографии, по печати и др.); 3) иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная авиационная служба, Феде­ральная архивная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный надзор по ядерной и ра­диационной безопасности и др.).

В Конституции РФ 1993 г. нет достаточно полного системно-структур­ного определения исполнительной власти. Основной За­кон относит к феде­ральной исполнительной власти только Правительство РФ. а вся нижестоящая часть этой пирамиды оказалась вне конституционно­го ноля.

Структура российского Правительства не похожа ни на одну из суще­ст­вующих в мире систем. Не похожа она на англосаксонскую систему (Пра­ви­тельство все же собирается иногда в полном составе). Не похожа данная струк­тура и на структуру правительства в полупрезидентской республике Франции, где официальными заседаниями Совета министров руководит только прези­дент. Положение Правительства в Российской Федерации, когда ключевые ми­нистры подчинены непосредственно Президенту, а Председа­тель Правитель­ства в отношении них не имеет руководящих полномочий, уникально и неиз­вестно другим правительствам мира.

Правительство России – это технократический кабинет, который не иг­рает самостоятельной политической роли. Но нужно ли Президенту такое тех­нократическое Правительство, которое не выполняет конституци­онного назна­чения высшего исполнительного органа власти и не несет фак­тически никакой политической ответственности? Модель «правительства при Кремле» совер­шенно неприемлема как с точки зрения закрепленных в Кон­ституции основ ор­ганизации исполнительной власти, так и с точки зрения организации эффектив­ной власти. Правительство «на побегушках» у Прези­дента и его Администра­ции – худший вариант исполнительной власти. Та­кое правительство никогда не станет ответственным.

Понятием системы исполнительных органов власти или орга­нов государ­ственного управления как составной структурной части механизма государства, вместе с федеральным Правитель­ством и другими федеральными органами ис­полнительной влас­ти, охватываются и исполнительные органы власти в субъ­ектах Российской Федерации.

Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти пред­ставляют собой органы, учреждаемые в установлен­ном законодательством Рос­сийской Федерации порядке для не­посредственного обеспечения функциони­рования государствен­ных органов, создаваемых Конституцией РФ и федераль­ными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой груп­пе (под­системе) органов государственного управления относят­ся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопаснос­ти, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерально­го Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Кон­ституционно­го, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты ор­ганов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.