Органы представительной и законодательной власти

Предста­вительным и законодательным органом России является Феде­ральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Феде­рации и Госу­дарственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительно­го и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профес­сиональной постоянной основе. Ее главная функция – принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим ор­ганом.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Со­вет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой опреде­ляется федеральным законом.

Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся:

Ø рассмот­рение и утверждение законов, принятых Госдумой;

Ø изменение границ между субъектами Федерации;

Ø утверждение указов Пре­зидента Российской Федерации о введении военного или чрезвы­чайного положения;

Ø принятие решения о возможности исполь­зования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;

Ø назначение выборов Президента Российской Федерации;

Ø назна­чение на должность судей Конституционного Суда, Верхов­ного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Ге­нерального прокурора и другие вопросы.

В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Прези­денту на назначение Председателя Правительства Россий­ской Федерации; ре­шение вопроса о доверии Правительству; на­значение на должность и освобож­дение от должности Председа­теля Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституцион­ным законом; объявление амнистии и другие во­просы.

Система представительных и законодательных органов госу­дарственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные ор­ганы, образуемые субъектами Российской Федерации.

Федеральная законодательная власть не имеет реальных полномочий по воздействию на исполнительную и Прези­дента, тогда как последний имеет сильные рычаги воздействия на депутатов вплоть до роспуска Государственной Думы в определенных Конституцией случаях. Причем эти случаи (отказ в до­верии Правительству, трехкратный отказ в утверждении предложенной главой государства кандидатуры Пред­седателя Правительства) регламентированы та­ким образом, что предоставле­ние депутатам возможности занять принципиаль­ную позицию нередко обес­ценивается угрозой их досрочного роспуска. А пар­ламентариям, кроме отре­шения Президента от должности, трудно выполнимого из-за сложнейшей конституционной процедуры, ответить нечем.

Государственная Дума не реализует до конца механизмы контроля за Президентом. Правительством и исполнением принятых ею федеральных за­ко­нов. Такое мощное оружие во взаимодействии с Правительством, как ответст­венность Правительства перед парламентом и вынесение ему вотума недоверия может быть использовано Думой лишь с определенной степенью свободы, так как в этих условиях она постоянно находится под угрозой рос­пуска. Президент может намеренно распустить Думу, предлагая ей на пост Председателя Прави­тельства три кандидатуры, которые заведомо не прием­лемы для нее. Конститу­цией, при этом, не регламентировано, что это должны быть различные кандида­туры. Пределы и направления нормотворчества Пре­зидента законодательно не определены, и это положение толкуется расшири­тельно, позволяя главе госу­дарства принимать решения по любым вопросам.

По своему характеру и полномочиям Государственная Дума, на ны­неш­ний момент, представляет собой, скорее, технический орган разработки и пер­вичного утверждения законодательных актов федерального уровня. Утвержда­ются же они верхней палатой Федерального Собрания, а подписы­ваются и об­народуются Президентом, после чего считаются вступившими в силу. Проце­дура формирования Совета Федерации, который наполовину со­стоит из пред­ставителей исполнительной власти, ставит его значительно ближе к Прези­денту, чем к Государственной Думе. Таким образом, несмотря на то, что в юри­дической литературе часто отмечается, что парламент явля­ется важнейшим ин­ститутом в триаде разделения властей, значение Государ­ственной Думы посто­янно принижается, она лишается своих основных и наиболее важных функций, теряя свою сущность как орган законодательной власти.