Анализ деятельности Челябинского управления Федеральной антимонопольной службы по контролю и надзору за рекламной деятельностью

За 6 месяцев 2012 УФАС возбуждено 98 дел за нарушение законодательства о рекламе в Челябинской области, по результатам рассмотрения дел выдано 60 предписаний об устранении нарушений. Взыскано административных штрафов на сумму почти 2,5 млн. рублей.

Показатели по сравнению с прошлым годом заметно улучшились, за 6 месяцев 2012 года результаты значительно выше, чем за 2011 год в целом: больше по количеству рассмотренных дел и больше по сумме взысканных штрафов. Количество дел связанных с нарушением рекламного законодательства неуклонно растет.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что динамика фактов нарушений на конец текущего года будет значительно выше, чем в прошлом.

Структура этих нарушений год от года серьезно меняется. Крайнюю озабоченность у антимонопольщиков вызывает реклама медицинских центров, салонов красоты, оказывающих медицинские услуги, например, пирсинг, татуаж и др. без соответствующей лицензии на косметологию.

В УФАС считают, что это серьезное правонарушение, поскольку косметологам доверяется здоровье клиентов. За работу без лицензии антимонопольной службой в отношении салонов красоты уже возбуждено 13 дел. В числе нарушителей довольно известные салоны красоты – «Мажор», «Амадель», «Афелия» и др.

На втором месте в рейтинге нарушений стоит реклама финансовых услуг. Сюда относится реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц на строительство жилья, и реклама потребительского кредитования. За первое полугодие в Челябинской области по данным правонарушениям было возбуждено 28 дел, взыскано штрафов на сумму более 1 миллиона рублей.

Законом четко прописаны требования к рекламе долевого строительства жилья. Один из важных пунктов – реклама о привлечении денежных средств физических лиц на строительство допускается только на основании договора участия в долевом строительстве. Но, как показывает практика, многие строительные компании Челябинской области данным пунктом пренебрегают. Такая реклама должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, ссылку на опубликование в СМИ или Интернете проектной декларации, государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства. Еще один важный момент – не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц участников долевого строительства, до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство. Среди нарушителей также известные строительные организации – «Западный луч», «Стройком» и другие.

Одно из приоритетных направлений УФАС – выявление нарушений законодательства при рекламе потребительского кредитования. Проведенный анализ свидетельствует о распространенности нарушений прав граждан в данной области, в том числе касающихся непредставления кредитными учреждениями исчерпывающей и достоверной информации об условиях кредитования. Вопреки требованиям закона, декларируемая процентная ставка зачастую оказывается в несколько раз ниже реальной, в связи, с чем у граждан возникают задолженности по платежам. При выявлении подобных случаев УФАС тесно контактирует с прокуратурой.

Особое внимание антимонопольная служба уделяет рекламе пива и табачных изделий. Закон «О рекламе» существенно ограничивает требования к рекламе данных товаров. Одно из них – реклама пива, напитков на его основе и табачных изделий обязательно должна содержать предупреждение о вреде их чрезмерного потребления, нельзя размещать такую рекламу вблизи детских, спортивных, общеобразовательных, медицинских учреждений, театров, цирков, музеев и т.д.

Совсем недавно сотрудниками УФАС был установлен факт распространения фирмой «Лариса-Сити» рекламного щита с рекламой пива, расположенного недалеко от стадиона «Центральный» на парке Гагарина. По материалам дела возбуждено административное производство. По итогам расследования будет принято решение о применении к нарушителю штрафных санкций.

За анализируемый период выявлено 13 фактов недобросовестной рекламы. Особый резонанс вызвали дела, возбужденные в отношении ЗАО «Эссен продакшн АГ» и ОАО «Кыштымский жировой комбинат».

Таким образом, контроль за рекламной деятельностью является одним из приоритетных направлений антимонопольной службы. Задача УФАС не наказать максимальное количество предпринимателей, субъектов хозяйства, а навести порядок в сфере рекламы.