Профилактика преступлений против правосудия

Страница 1

Следует различать три уровня мер предупреждения преступлений:

1) общесоциальные меры,

2) специально-криминологические меры,

3) индивидуальные меры предупреждения.

Первый уровень (общесоциальный) включает решение крупных экономических, социальных, идеологических, политических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих и других проблем жизни общества. Их реализация опосредованно воздействует на преступность и на все звенья механизма антиобщественного поведения.

Второй уровень (социально-криминологический) связан с осуществлением различных мероприятий в конкретных социальных группах, коллективах, семье, где складываются конфликтные ситуации, намечаются отрицательные явления.

Третий уровень - это индивидуально-профилактическая деятельность, которая осуществляется в отношении лиц, совершивших антиобщественные действия как путем ликвидации или нейтрализации негативных разнопорядковых факторов среды жизнедеятельности этих лиц, так и путем воздействия на их сознание.

По нашему мнению, наиболее перспективным является заключительный уровень, поскольку профилактическая деятельность осуществляется правоохранительными органами в многообразных формах, направленных на устранение или ограничение причин и условий совершения преступлений, которые могут иметь как объективный, так и субъективный характер. К первым криминология относит конкретные недостатки в деятельности государственных и общественных предприятий, учреждений, организаций, отдельных должностных лиц и граждан, облегчающие совершение преступления и способствующие наступлению преступного результата; ко вторым - дефекты нравственного и правового воспитания граждан. Процессуальными средствами противодействия объективным факторам служат главным образом представления следователей и частные определения судов. Однако основная роль в профилактической деятельности правоохранительных органов принадлежит правовым, организационным и иным средствам воздействия на субъективные и криминогенные факторы.

Анализ правовых институтов и разработка их содержания в российской юриспруденции осуществляется на трех уровнях. Наиболее общий входит в компетенцию общей теории права и охватывает наиболее общие признаки правового института как элемента право вой структуры. Затем отраслевые правовые дисциплины конкретизируют этот подход и правовому институту, вырабатывают представление об отличительных признаках и природе институтов уголовного, трудового, гражданского права. И, наконец, внутри отраслевой науки происходит разработка содержания и формы отдельных отраслевых правовых институтов. На каждом уровне создается возможность более глубокого познания природы регулируемого поведения и получения информации, необходимой для совершенствования закона.

В случае поступления заявления от процессуальных лиц (их близких либо родственников) об опасности преступного воздействия обвиняемым (подозреваемым) на них в связи с возбуждением уголовного дела, что подтверждается в ходе проверки объективными данными, нами предлагается следующая процессуальная мера. Если санкция статьи, по которой привлекается обвиняемый (подозреваемый), предусматривает лишение свободы, то в таких случаях, по нашему мнению, следователь (дознаватель, прокурор, судья) должен принять меры об избрании меры пресечения в отношении лица, совершившего воздействие, в качестве заключения под стражу (ареста).

В профилактических целях подобных случаев, в интересах исключения их из практики, автором предлагается при избрании в отношении обвиняемого меры пресечения - подписки о невыезде выносить обвиняемому предупреждение об изменении меры пресечения в отношении его на заключение под стражу в случае поступления жалоб или информации о попытках антиобщественного воздействия на процессуальных лиц и их близких, независимо от того, по чьей инициативе и от каких конкретных лиц такая угроза исходит.

Мотивируется эта мера тем, что конечная цель таких посягательств избежание ответственности за содеянное, месть процессуальным и должностным лицам, содействующим сбору доказательств по делу, либо смягчение меры наказания. Вынесение официального предостережения об изменении меры пресечения также требует нормативного закрепления по уголовному и уголовно-процессуальному законодательству.

Страницы: 1 2