Аспекты предпринимательской деятельности гражданина

Страница 1

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность с нарушением требований п.1 ст.23 ГК РФ об обязанности государственной регистрации в качестве гражданина-предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Однако на практике может возникнуть коллизия о подведомственности таких дел. Это связано с тем, что в соответствии со ст.22 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. Таким образом, полагаем, арбитражный суд чисто по формальным основаниям может отказать в принятии иска к гражданину, занимающемуся предпринимательской деятельностью и не зарегистрировавшему свою деятельность.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, в соответствии с п.3 ст.83 Налогового кодекса РФ обязан встать после государственной регистрации в течение 10 дней на учет в налоговую инспекцию по месту жительства или по месту нахождения, а также в течение одного месяца в случае деятельности в нескольких административных населенных пунктах в каждой налоговой инспекции. В этом случае налоговая инспекция исходит из положения об обязанности постановки на учет обособленного подразделения юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения с момента его создания.

Гражданин-предприниматель оплачивает налоги в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", либо подоходный налог в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 1991 г. №1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" последующих редакциях, либо в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог) устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом №148-ФЗ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Гражданин - предприниматель после принятия соответствующих правовых актов субъектами РФ в обязательном порядке переходит на уплату единого налога на вмененный доход.

Если субъект РФ такого правового нормативного акта не принял, то предприниматель вправе самостоятельно решать: платить ему подоходный налог на доход, полученный в результате предпринимательской деятельности, или перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Необходимо отметить, что споры между гражданином-предпринимателем и налоговыми органами, возникающие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основания возникновения спора. Гражданин-предприниматель в силу Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" составляет единую декларацию, где учитываются все доходы, льготы и расходы, имеющие отношение к налоговому периоду. Характер указанного спора не зависит от того, какие обстоятельства влекут уменьшение размера совокупного налогооблагаемого дохода и подоходного налога.

Страницы: 1 2 3