Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

Страница 1

В отличие от мощных финансово-промышленных групп малое и среднее предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придаёт рыночной экономике необходимую гибкость. Эта черта приобретает в современных условиях особую значимость и силу быстрой индивидуальной дифференциации потребительского спроса, ускорения темпов технического прогресса, возрастания ассортимента производимых товаров и услуг.

Кроме того, малый и средний бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, в том числе трудовые, сырьевые, которые в его отсутствие не были бы использованы.

Существенный вклад вносит малый и средний бизнес и в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Малый бизнес антимонополен по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, при узкой специализации в использовании новейшей техники малое предпринимательство выступает в качестве серьёзного конкурента, подрывающего позиции крупных корпораций.

Значительная роль малого и среднего бизнеса и в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики.

Очевиден вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 50-60% новых рабочих мест.

По данным агентства РК по статистике в Казахстане в январе-марте 2010 года по сравнению с январем-мартом предыдущего года, по оперативным данным, выпуск продукции (в сопоставимых ценах) увеличился на 2,1%. При этом, количество активных субъектов МСП увеличилось на 3%, численность занятых - на 2,7% [20]. Наблюдается увеличение основных показателей развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан [см. приложение А].

Наконец, велика роль малого и среднего бизнеса в смягчении социальной напряжённости и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Все отмеченные преимущества обязывают государство оказывать всемерную поддержку малому бизнесу. Государством создаются экономические, правовые и организационные условия для развития малого бизнеса: нормативно-правовая база, финансовые учреждения, лизинговые фирмы, подготовка кадров и др. [21].

В переходный период малый и средний бизнес нуждается в постоянной поддержке государства. Именно он придаёт смешанной экономике гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несёт в себе мощный антимонопольный заряд, служит серьёзным фактором структурной перестройки, во многом решает проблему занятости.

Формирование системы государственного регулирования предпринимательства идёт по многим направлениям. Рассмотрим некоторые из них.

1. Формирование системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства. На этом этапе важно обеспечить высокое качество законодательных актов: исключить между ними противоречия, по возможности превратить их в законодательные акты прямого действия, предусмотреть механизм их реализации, гарантии прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при их нарушении.

Страницы: 1 2 3 4