Ответственность государств за ущерб, причиненный действиями, не запрещенными международным правом

Страница 1

Стремительное развитие науки и техники сопряжено не только с предоставлением человечеству новых благ, но и, как показывает действительность, таит в себе повышенную опасность нанесения значительного трансграничного вреда окружающей среде, имуществу и здоровью людей. Урегулировать конфликтные ситуации с учетом необходимости возмещения вреда и поощрения дальнейшего научно-технического прогресса призван отдельный режим ответственности за ущерб, причиненный действиями, не запрещенными международным правом.

Употребление термина «ответственность» в данном случае носит условный характер, так как ее основания и характер принципиально отличаются от ответственности за международно-противоправное деяние 1. Для обозначения ответственности за вред, причиненный действиями, не запрещенными международным правом, используются также термины «абсолютная», «объективная», «строгая» ответственность.

Существует два основных условия возмещения вреда, вызванного правомерной деятельностью. Первое связано с отсутствием вины причинителя вреда, который под влиянием причин природного или техногенного характера не имел возможности предотвратить вредные последствия своей деятельности. Человечество не смогло поставить под свой полный контроль силы природы или сложные технологические процессы, которые в отдельных случаях лишают возможности выбора между правомерным поведением и противоправным. Это обстоятельство исключает применение режима международной ответственности за правонарушение, несмотря на существенные или масштабные размеры причиняемого вреда.

Следует отметить, что черта между правонарушением и невиновным причинением вреда является тонкой и подвижной. Во внимание должно приниматься не только отсутствие возможности предотвращения или снижения размера вреда. Так, противоправным является причинение вреда, хотя и вызванного внешними причинами, но связанного с деятельностью, запрещенной международным правом. Подобным образом противоправным является вред, если субъект, несущий ответственность, не принял последующих мер для снижения его размера. Особое значение приобретает ответственность государств по оценке степени риска причинения значительного вреда при выдаче разрешений на осуществление опасных видов деятельности на своей территории. Согласно ст. 7 Проекта статей о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности, принятых КМП ООН в 2001 г., «любое решение относительно разрешения деятельности… основывается, в частности, на оценке возможного трансграничного вреда, причиняемого этой деятельностью, включая любую оценку воздействия на окружающую среду».

Другим условием возмещения вреда, не связанного с противоправным деянием, является осуществление специфических видов деятельности по эксплуатации источников повышенной опасности, т.е. несущих риск причинения значительного трансграничного вреда. В основу определения этой категории могут быть положены лишь общие критерии. С.Б. Раскалей предлагал определять объекты, представляющие повышенную опасность, как «любой аппарат, агрегат, механизм или систему таковых, оперирование которыми связано с риском невиновного причинения ущерба, несмотря на все принятые меры предосторожности».

Юридическим основанием ответственности за правомерную деятельность выступает значительное число международных соглашений, регулирующих ответственность без вины за вред, причиненный эксплуатацией различных видов транспорта, ядерной энергии и др. Все они, однако, касаются ответственности операторов источников повышенной опасности, которая возникает по законодательству отдельных стран и определяется национальными судами. Таким образом, речь идет о разрешении коллизий национальных правовых систем и определении национального суда, компетентного разрешать споры частных лиц о возмещении, что позволяет отнести соглашения подобного рода к международному частному праву. Аналогичный характер приняла работа КМП ООН над проектом принципов, касающихся распределения убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности, принятом в первом чтении в 2004 г. Согласно п. 1, 2 принципа 4 названного Проекта «каждому государству следует принимать необходимые меры, чтобы обеспечить предоставление оперативной и адекватной компенсации жертвам трансграничного ущерба, причиненного опасными видами деятельности, имевшими место на его территории, или иным образом под его юрисдикцией или контролем. Эти меры должны включать возложение материальной ответственности на оператора или, в соответствующих случаях, другое лицо или образование».

Страницы: 1 2