Основы правового регулирования службы в учреждениях исполнения наказаний ФСИН РФ

В результате реформирования государственной службы был принят Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ. Этот закон выделил следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

В законе впервые дано определение правоохранительной службе. Законодатель определил этот вид федеральной государственной службы как профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Однако представленная дефиниция в настоящее время не применяется, поскольку до сих пор не принят и соответственно не введен в действие отдельный федеральный закон о правоохранительной службе, о необходимости введения в действие которого сказано в ст. 19 этого законодательного акта.

Пока не принят самостоятельный закон о государственной правоохранительной службе, определить, какие субъекты осуществляют правоохранение и соответственно являются правоохранительными органами, непросто. Однако некоторые выводы можно сделать на основании анализа действующего правового материала.

Так, по смыслу Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 № 45-ФЗ защиту, в том числе правоохранение, осуществляют лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что с момента принятия и вступления в силу закона «О государственной правоохранительной службе» сотрудники УИС будут проходить государственную правоохранительную службу и приобретут статус государственных служащих.

Пока же служба в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ является особым видом государственной службы и имеет множество отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, устанавливающих правовое положение других видов государственной служб. Для службы в уголовно-исполнительной системе характерны следующие отличительные признаки: профессиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка, поступление на службу в УИС требует наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностями должностных функций служащих, эти служащие имеют особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения службы , наличие особого правового статуса служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы и т. д.), особый порядок привлечения к правовой ответственности. Все это говорит о том, что давно необходимо решить вопрос, связанный с правовым регулированием службы в уголовно-исполнительной системе. На сегодняшний день правовая основа, формирующая службу в ФСИН России, ее учреждениях и органах, административно-правовой статус сотрудника УИС состоит из совокупности нормативных правовых актов, имеющих разную юридическую силу, относящихся к различным отраслям права, и характеризуется отсутствием единого правового акта – источника регулирования.