Понятие, виды и цели сертификации
К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
В сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее - продукция) участвуют первая, вторая, третья стороны.
Третья сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.
Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Системы сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и международном уровнях.
В нашей стране системы сертификации создаются специально уполномоченными на это федеральными органами исполнительной власти - Госстандартом России, Министерством здравоохранения РФ, Государственным комитетом РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи) и пр.
В дальнейшем изложение темы будет основано преимущественно на примере системы сертификации, возглавляемой Госстандартом России "Системы сертификации ГОСТ Р", которая охватывает товары народного потребления и услуги (работы) населению.
Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Декларация о соответствии - документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.
Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.
Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);
защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);
создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Следующий пример свидетельствует о высоком социально-экономическом эффекте сертификации: отказ в сертификации и запрет реализации на рынке 100 тонн бельгийской говядины спасли от острого пищевого отравления тысячи людей; затраты на их лечение составили бы около 60 млн. руб., а потери из-за отсутствия людей на рабочих местах - еще 100 млн руб.
При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами.
1. Законодательная основа сертификации. (Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ "О техническом регулировании", "О защите прав потребителей" и других нормативных актах.)
2. Открытость системы сертификации. (В работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности (в том числе других стран), признающие и выполняющие ее правила.)
3. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами. (Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран.)
4. Открытость и закрытость информации. (При сертификации должно осуществляться информирование всех ее участников - изготовителей, потребителей, органов по сертификации, а также всех других заинтересованных сторон - общественных организаций, предприятий, отдельных лиц - о правилах и результатах сертификации. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.)