Основные направления предупреждения и борьбы с геноцидом мирового сообщества

Страница 1

Впервые вопрос о предупреждении геноцида был поднят 7 апреля 2004г. бывшим Генеральным секретарем Кофи Аннан. Кофи Аннан предложил план действий по предупреждению геноцида, состоящий из пяти пунктов :

Предотвращение вооруженных конфликтов: принятие мер для укрепления региональных организаций (Африканский союз и Европейский союз), субрегиональных групп (Экономическое сообщество государств Западной Африки, ЭКОВАС) и Организации Объединенных Наций. Также планируется чаще направлять миссии по установлению фактов в районы, где существует напряженность, для принятия безотлагательных мер для предотвращения кризиса.

Полное применение нормы международного права и общепризнанных прав человека для обеспечения того, чтобы более надежно защищать уязвимые группы людей и чтобы грубые нарушения не оставались безнаказанными.

2. Защита гражданского населения в условиях вооруженного конфликта, выражается в физической защите гражданских лиц, которым угрожает насилие. Организация объединенных наций для поддержания мира осуществляет:

контроль и представляют доклады о нарушениях в области гуманитарной сферы, прав человека и уголовного законодательства;

принятие эффективных мер для расследования серьезных нарушений законодательства и судебного преследования за них;

разоружение и демобилизацию боевиков и содействуют их реинтеграции в общество;

принятие особых мер для защиты женщин и девочек от насилия, изнасилований и других форм сексуального насилия;

представление докладов и принятие мер по предотвращению сексуальных домогательств и эксплуатации женщин со стороны работников гуманитарных служб и миротворцев;

создание систем надзора над СМИ и представляют доклады о любых «СМИ, разжигающих ненависть»;

принятие мер по недопущению появления материалов, в том числе распространяемых через эфир и через другие средства коммуникации.

3. Необходимость покончить с безнаказанностью, используя систему правосудия национальных или международных судов. Организация Объединенных Наций учредила несколько судов для рассмотрения дел ответственных за геноцид в Сребренице, Боснии и Руанде, а также за ужасные преступления, совершенные в ходе войны в Сьерра- Леоне (1991–2002 годы) и в Камбодже (1975– 1979 годы). Организация Объединенных Наций создало Международный уголовный суд, который был создан в 2002 году.

Если же государство не желает или не может осуществлять необходимые действия в рамках своей юрисдикции в отношении предполагаемых виновников геноцида, Международный уголовный суд может вести расследование и преследовать тех, кто несет наибольшую ответственность.

4. Сбор информации и создание системы раннего предупреждения. Для этой цели Кофи Аннан по случаю десятой годовщины геноцида в Руанде учредил Канцелярию Специального советника Генерального секретаря по предупреждению геноцида.

5. Необходимость принятия быстрых и решительных мер по ряду вопросов, в том числе в отношении военного вмешательства. Суть данного пункта заключается в том, что все государства – члены ООН официально признали ответственность каждого государства по защите своего населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности. Но если какое-либо государство не в состоянии выполнить такое обязательство, то все государства берут на себя ответственность по оказанию помощи в защите людей, которым угрожают такого рода преступления, и для этого в первую очередь необходимо использовать дипломатические, гуманитарные и другие мирные методы .

При выполнении указанных мер предупреждения государства-члены мирового сообщества могут снизить риск повторения актов геноцида.

Геноцид является международным преступлением, к которому не применяются сроки давности, за совершение актов геноцида наступает уголовная ответственность по нормам международного или национального права, независимо от того, является ли субъект этого преступления должностным или другим лицом и распространяется на него неприкосновенность, установлена отдельным государством.

Совершение актов геноцида по национальному законодательству квалифицируется по ст.127 Уголовного кодекса Республики Беларусь, что влечет привлечение к ответственности за совершенное преступление в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет, или пожизненного заключения, или смертной казни.

Анализ практики рассмотрения дел о геноциде доказывает, что субъектом этого преступления преимущественно становятся должностные лица и военнослужащие. Так, по данным рассмотрения материалов дел югославских и Руандийский трибуналами в 12,5% случаев субъектом геноцида является военнослужащий, у 62,5% случаев — должностное лицо, из них 75% использовали свое служебное положение для совершения этого преступления. Только 7,5% преступлений были совершены общим субъектом.

Страницы: 1 2